Байки Очакова. В Париж за туфельками для племянницы




Известен факт, что летом 1788 года сиятельный князь Потемкин, отправляет в Париж своего флигель-адьютанта за … туфельками для племянницы. Из казны было выдано целых 10000 рублей.

Неделю чиновник по поручениям посещал мануфактуры и магазины, присматривался, торговался. Накупил целый воз дамской обуви. Вовек не сносить Александре (по другим источникам Прасковье или Варваре), княжне – племяннице сиятельного князя Таврического.

племянницы Потемкина, план крепости Очаков, 1788 г.

Мало кто знает, с кем встречался эмиссар в Париже по ночам. Нет, это были не только куртизанки. Именно столица Франции на тот момент была центром фортификационного искусства в Европе. И для турок крепости планировали и строили французские инженеры-фортификаторы.

Вместе с возом обуви для барышни-княжны в Новороссию, под Очаков с флигель-адьютантом из Парижа прибыл точнейший план крепости, которую непросто было взять. Как не следили за офицером контрразведчики, операция обмена денег на чертежи прошла успешно в одном из магазинов, куда естественно люди прибывают с деньгами, а уходят с коробками и баулами, где легко уместится лист бумаги.

План крепости Очаков, 1788 г.

Вот так операция прикрытия, которую спланировал Григорий Потемкин с покупкой обуви для племянницы, о которой судачили и при дворе Екатерины, и в Париже, обеспечила самую точную диспозицию для штурма. Изучив план крепости «от фортификатора» были выявлены наиболее уязвимые места крепости Очаков и, поведя на осмысленный штурм войска на зимнего Николая, овладели ею.

Екатерина так заждалась штурма Очакова, что в ответ на депешу об его взятии написала фавориту: "За уши взяв тебя обеими руками, мысленно тебя целую, друг мой сердечный... С величайшим признанием принимаю рвение и усердие предводимых вами войск, от высшего до нижних чинов. Жалею весьма о убитых храбрых мужах; болезни и раны раненых мне чувствительны; жалею и Бога молю о излечении их. Всем прошу сказать от меня признание мое и спасибо..."

Г.Головченко

Источник: Губернская неделя