Очаков, каким он не стал. Строительство Гидроузла




На берегах лимана поднимутся санатории и дома отдыха с песчаными пляжами и целебным воздухом, возникнет нижне-Днепровский природный парк, в 14-ти специализированных хозяйствах будут разводить осетровых, карпа, толстолобика, создадут колонии ондатры, бобра, нутрии. Будет работать порт, проложат железную дорогу - все это позволит увеличить население города с 19 тысяч человек до 40. У людей будет работа, а поселят их в новеньких 12-этажных домах. Но главное - в Очаков поступит пресная вода.

Такие планы строила советская власть в отношении города Очакова в связи со строительством там плотины — Днепро-Бугского гидроузла. Гигантскому проекту не суждено было сбыться, но часть работ все же успели выполнить.

По развалинам бывшей промышленной площадки и насыпной части лимана мы прошли с тогдашним начальником управления Днепро-Бугского гидроузла Анатолием Андреевичем Левинцовым.

На ударную комсомольскую стройку ни сил, ни денег не жалели

Согласно международному соглашению, реку Дунай разделили между всеми странами, которые она омывает. Советскому Союзу досталось 26 куб. км воды. Чтобы взять эту воду, нужно было с Дуная до Очакова построить канал, а в районе Кинбурнской косы — защитить пресную воду от соленой лиманской, соорудив плотину длиной 9,5 км. Предполагалось, что начинаться она будет от причала №333 в Очакове и протянется до с. Покровка на Кинбурне. При этом косу планировали удлинить на несколько километров.

План-проект плотины - Днепро-Бугского гидроузла

Эксперты уверяли, что перегородив дамбой лиман, создадут огромный природный резервуар пресной воды, из которого можно будет орошать 1 млн. 350 тыс. га южной степи. Живительную влагу получат хозяйства Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Днепропетровской и Запорожской областей.

При этом дамба с системой шлюзов для пароходства — только один объект строительства. Вблизи Очакова планировали создать ряд складов и баз, ремонтные доки, десятки насосных станций, а также развитую сеть оросительных каналов и новую гидроэлектростанцию. Одно из наиболее масштабных строительств пятилетки началось весной 1982 г.

Так начиналось строительство порта гидроузла 1982-1984 гг.

Строительство промбазы строителей Днепро-Бурского гидроузла г. Очаков. 1984 год

Всего за несколько лет на пустом месте вырос промышленный городок с рядом административных и бытовых помещений, автобазой, столяркой, собственной котельной, бетонным заводом.

Строительство промбазы строителей Днепро-Бурского гидроузла г. Очаков. 1984 год

Строительство промбазы строителей Днепро-Бурского гидроузла г. Очаков. 1984 год

Не забывали и о строителях — для них построили трехэтажные казармы, шикарную столовую,  санчасть. В свободное от работы время молодежь играла в бильярд, посещала библиотеку, занималась борьбой и даже выступала в вокально-инструментальном ансамбле.

Был здесь и учебный комбинат, в котором готовили сварщиков, крановщиков, бетонщиков, как говорится, "для себя".

Пресса не оставляла без внимания ударную стройку: периодически появлялись репортажи, в которых журналисты подробно описывали ход строительства - как бульдозеры равняют площадку под будущий бетонный завод, экскаватор, звеня ковшом, роет траншеи под первые коммуникации, автокран устанавливает вагончики, туда-сюда снуют грузовые автомобили.

Следили и за тем, как работы с верхнего яруса перемещались вниз, в порт «Очаков», а позже – в лиман. Здесь намывалась и насыпалась территория площадью 23 га, где хотели разместить причалы и склады строительных материалов. Немного глубже в лимане вырастали волнозащитные сооружения.

Параллельно с промышленным строительством осуществлялась застройка нового микрорайона на 18 тысяч жителей с общей площадью 190 тысяч кв. м. Для сравнения, в то время в Очакове проживало 19 тысяч человек, то есть должен был вырасти еще один город.

В новом районе намеревались построить школу, Дворец культуры, спорткомплекс. Забегая вперед, отметим, что в реальности успели построить ряд многоэтажных домов, общежитие и детский сад с плавательным бассейном (бассейн последние 20 лет не работает).

Микрорайон в Очакове

Ударную комсомольскую стройку, не раз получавшую переходящее Красное знамя, посещали тогдашние министры, представители власти Николаевской области, в частности, Леонид Шараев.

Приезжал и бывший первый секретарь Николаевского КПУ Владимир Васляев. Правда, он не разделял восторга от строительства плотины между Очаковом и Кинбурном. Говорил, что это приведет к трагическим последствиям для Черного моря, а тысячи гектаров плодородной земли превратятся в солончаки, погибнут нерестилища, гнездовья птиц, изменится экология Днепро-Бугского лимана, все южные области Украины превратятся в болото, ведь канал, работающий как насос, втянул бы в себя и выплеснул в землю соленую морскую воду.

Другие скептики твердили, что строительство плотины превратит лиман в сточную канаву, поскольку канализационные стоки плохо очищались большинством украинских городов. Почему-то они не учитывали, что согласно постановлению ЦК КПСС, до окончания строительства гидроузла было запланировано создание качественных очистных сооружений по всем городам на Днепре.

Строительство плотины и сопутствующих работ оценивалось в более чем 1 миллиард рублей. На жилье, промбазу, порт, проведение канализации и водопровода ушло 60 миллионов рублей.

В 1989 г. строительство заморозили.

«Когда попадаешь сюда, аж сердце болит»
- … Ведь сколько труда было вложено, нервов, и все напрасно, - с грустью произносит Анатолий Левинцов, глядя на жалкие остатки некогда бурной человеческой деятельности. 22 года назад под его руководством здесь работали тысячи строителей. Но прошло время, и теперь практически полностью разобраны промышленные объекты.

Очаковский порт

Государственным чиновникам из управления юстиции щедро помогали вандалы. Так вместо строительной организации осталось несколько стен из красного кирпича, ступеньки, ведущие в никуда, когда-то были зданием автобазы на 600 машин, от 3-этажного административного здания остались одни опоры, а от бетонного завода, где производили песок и щебень, - лишь перегородки. Не было бы и их, да разобрать невозможно: если только взорвать.

Из котельной, которая должна была обогревать все промышленные предприятия и половину домов Очакова, сделали склад. Уцелела столярка — ее отдали в частные руки.

Гладя на унылые пейзажи, Анатолий Андреевич произносит:

- Интересно было! Своя флотилия барж, две с половиной тысячи строителей съехались со всего Союза, много военных, которые мало что умели в нашем деле, потому и трудно было с ними работать. Когда стройку закрыли, все разъехались. Мне, уезжать было некуда, годы подошли к пенсии, так и остался я, бывший мелиоратор, здесь, у воды, всю жизнь проработав с водой.

77-летний Анатолий Андреевич на жизнь не обижается. Говорит, была возможность попробовать все: работа хоть и тяжелая, с людьми, но любимая.

Единственное, говорит, обидно за город. Очаков, с его героическим прошлым, достоин лучшего настоящего. А сегодня в нем проживает всего 15 тысяч человек. Вода людям подается по графику — два раза в день. Что такое горячий душ, здесь и не знают. Промышленных предприятий в городе нет, а значит, нет и работы. Курортный сезон слишком короткий — всего два месяца, и очаковцы вновь предоставлены самим себе. Не видя перспективы, люди уезжают.

Анатолий Левинцов считает, что хоть как-то ситуацию исправило бы строительство глубоководного порта, о котором ранее заявляли власти области, но с появившейся идеей создания аналогичного порта в Галициновке разговоры об этом поутихли. Очевидно, причина тому - отсутствие экономической целесообразности, ведь в Галициновке до ближайшей железной дороги нужно протянуть всего 2 км путей, а в городе у моря — 71.

Но надежда увидеть Очаков цветущим, развивающимся, перспективным у неравнодушных к его судьбе остается. И однажды он таким станет.

Екатерина Стриль   http://www.zadira.info