БАМ. Происхождение очаковских названий




Кинбурнская коса долго ждала  вторжения цивилизации.

В самом начале 70-х  возник проект строительства мидийно-устричного цеха на косе. Очень удобно – и мидии тут в естественных условиях плодятся, и от людских глаз подальше.

В те же годы неугомонное Политбюро изобретало поворот северных рек на юг и продолжение железной дороги от Байкала до Амура – БАМ. Байкало-Амурскую магистраль объявили стройкой века. Строительство мидийно-устричного комбината на Косе для местных было не менее грандиозным событием, чем строительство железной дороги.  Во-первых, это большая жизнь пришла на край света, и,  во-вторых, она сулила работу сейчас и в будущее (на стройку пошло работать процентов 10 местных). И назвали жители косы комбинат БАМом.

   

Строительство началось с бетонного причала. Цемент у покровских всегда был на вес черной икры, но пока строились причал и бассейны, крали умеренно. А вот со строительства корпусов тащили так, что штукатурка почти без цемента стала осыпаться на второй год. Но сколько цемента нужно Покровке? Несколько десятков тонн хватило с головой – зацементировали и дорожки, и порожки. А вот когда завезли шифер для кровли, поняли, что это шанс. И крытая камышом Покровка покрылась шифером. Чуть позже шифер уже шел на заборы. Пришлось прорабам изменить профиль кровель – их сделали плоскими, закатали рубероидом и залили битумом. Для руководителей в селе построили двухэтажный дом из силикатного кирпича, который тут же назвали «Белым» - дальше американской фантазия не ушла. Благодаря   БАМу в селе появилась электроэнергия!


БАМ. Причал бывшего мидийно-устричного хозяйства принадлежавшее рыбзаводу. Ягорлыцкий залив. Кинбурнская (Покровская коса)

Строительство кинбурнского БАМа не казалось стремительным. Постоянный недостаток материалов был вызван не только воровством. Отдаленность от материка, полуостровная география, а так же погодные условия вносили свои коррективы. Весной и осенью задержки были большие.

Строительная бригада Очаковского СМУ169, имела в своем составе, полный набор необходимых специалистов. А местные работали разнорабочими, сторожами, на ПЗУ (углубляли фарватер к причалу). Зимой полное затишье.

Параллельно продолжали исследовать жизнь моллюсков, ставили необходимые снасти в воду, подсаживали будущий «товар», пытались его вырастить. А хозяйство продолжало строиться. Не мало хлопот оно приносило Очаковскому рыбзаводу. Все закончилось в конце 80-х.

Но как показывает время не все исчезло - кое-что осталось и стоит до сих пор.

Кому сейчас принадлежит БАМ – неизвестно.

Кузнец Ж.Е.
исп. матерниалы www.kinburnn.com.ua
и “Кинбурнские рассказы” С. Галушкина