Из истории кефалеводства Очаковщины




Лиманное кефалеводство в Северном Причерноморье имеет многовековую историю. Под кефалево-выростные хозяйства использовали в основном лиманы, расположенные в северо-западной части Черного моря от Дуная до Тендровской косы.

В разные годы на больших и малых водоемах функционировало до 10–12 таких хозяйств. В первой половине прошедшего века общая площадь водоемов Черноморского бассейна задействованных под пастбищное, кефалеводство превышала 200 тыс. га. Некоторые лиманы эксплуатировались ежегодно, другие – от случая к случаю. Принципы пастбищного кефалеводства были просты и не изменялись столетиями. Весной годовики кефали, в основном сингиля, массой от 0,5 до 3,5 г, перезимовавшие в море, по протокам, прорвам и искусственным каналам заходили из моря в быстро прогревающиеся изобилующие кормом лиманы. К осени в большинстве водоёмов кефаль вырастала в среднем до 100–140 г. Скорость роста её зависит от многих условий: температурного режима (в жаркое дождливое лето кефаль растет быстрее), солености (низкая соленость, порядка 12–16‰, способствует росту), видового состава выращиваемой кефали (наиболее высокий темп роста у лобана, самый низкий – у сингиля), плотности посадки, естественной продуктивности водоемов и других факторов. Осенью, во время осенней миграции из быстро остывающих мелководных лиманов в море на теплую воду, кефаль, обычно, ловили специальными ловушками, установленными в обловно-запускных каналах.
Кинбкурнская коса. карта
Особое место в истории кефалеводства занимают мелководные закрытые озера Егорлыцкого и Тендровского заливов. Наиболее известны Покровские озера, которые использовались для пастбищного рыбоводства уже в конце XIХ века. Расположены они среди песков Кинбурнской косы на берегу Егорлыцкого залива. Общее количество озер – 18, площадь –56 га, глубина 0,2–1 м.

озера Кинбурнской косы

Все озера сконцентрированы в пять групп. Некоторые группы соединялись с Егорлыцким заливом примитивно оборудованными каналами, ширина которых составляла 1–4 м, а средняя глубина – 0,5 м. Между собой озера соединялись узкими протоками. Водообмен регулировался сгонно-нагонными ветрами.

озера Кинбурнской косы

Таким образом, как и в других кефалево - выростных хозяйствах, направление ветров играло решающую роль в эффективности зарыбления и облова товарной рыбы. Благодаря массовому подходу мальков кефали в Егорлыцкий залив, кефалевое хозяйство на Покровских озерах редко испытывало недостаток в зарыбке.

Напротив, Покровские озера часто оказывались перенаселенными молодью. Известен случай, когда из некоторых озер 12 июля 1939 г. пришлось выпустить в море до 800 тыс. мальков кефали. В летний период после закрытия каналов озера мелели. Соленость, в конце лета достигала 35–37%о. Из-за перенаселения и высокой солености кефаль в озерах росла плохо. Товарная рыба, как правило, имела малую навеску и слабую упитанность. Однако это не являлось следствием низкой продуктивности и плохой кормовой базы озер. Напротив уловы кефали в Покровских озерах были несравненно выше, чем во всех других водоемах Черноморского бассейна. Так, средняя рыбопродуктивность озер редко бывала ниже 100–400 кг/га.


Сингиль, сарианак, серенадка

В самом большом и глубоком из Покровских озер Мартынячьем на протяжении десятилетия уловы кефали не падали ниже 1000 кг\га. При этом средняя навеска чулары составляла всего от 20 до 50 г, что безусловно свидетельствует о перенаселении Покровских озер молодью кефали в десятки раз. Под напором сильных штормов кефалевое хозяйство на Покровских озерах часто подвергалось разрушению. В. А. Исаченко (1929) отмечает, что в ноябре 1928 г. вся местность, прилегающая к озерам,
была залита водой. Штормом были снесены все гидротехнические сооружения, разрушены каналы. Такие же разрушения Покровского кефалевого хозяйства отмечались в 1925, 1934 и в другие годы. В послевоенный период в Покровских озерах не была достигнута такая продуктивность, как в предыдущие годы, но все же она была достаточно высока. Так, в 1948 г. было выловлено 410 ц кефали (820 кг\га), а в 1947 г. отмечен рекордный для этих водоемов улов – 1032 ц, более 2000 кг\га. Последний раз озера зарыбляли в 1960–1961 гг., однако из-за слабого захода молоди уловы не превышали нескольких сот килограммов.


Головач, рамада.

«Созрела идея! (...автор идеи - неизвестен). Использовать природные озера Кинбурнской косы, с пользой! Задействовать на этих работах, ,,дедов", способных передвигаться (...на славу им!). И только ,,дедов". Больше нет кого!

Не долго работали кефальные озера. По моим данным, где-то с 60-го по 69-70-й. С каждым годом, на ,,убыль". Стариков оставалось, все меньше и меньше. Все побережье Ягорлицкой залива, и ,,наконечник" косы, в сторону о.Круглый, густо усыпана озерами. Некоторые с них, до 60-го года, были соединены, по 2-3 вместе, небольшими проливами. Когда ДЕДЫ приступили к выращиванию, в этих озерах, малька кефали, - они дополнительно соединили все озера, в две группы. Одна группа называлась Косянские озера, (...в сторону о.Круглый) вторая группа имела название Мартынячи озера (...от имени наибольшего оз.Мартыняче).

Соединеия между озерами, были оснащены (...не все! только необходимые!) несложными конструкциями, для управления проливом (канавы). Там стояли, так называемые ,,басыны", мостики, и на выходных в залив - шлюзы!

Хочу особенно отметить! - Работали конструкции, не хуже, чем электроника ,,шатла"! Нас, подростков, привлекали устройства на канавах, плавающая возле ,,басыны" кефаль, в прозрачной, как слеза, воде.

Между озерами, на высоких кучугурах, стояли дедовские шалаши. Оттуда, в бинокль, деды наблюдали за канавами и озерами.

Старики, как никто другой, знали, по какой погоде открывать шлюзы и басыны, для захода малька кефали. Строго держали на контроле, в какой момент все быстро закрыть, иначе малек, двинется назад. Знали, когда надо закрыть шлюзы, и не допустить резкое падение уровня воды в озерах.»

Н. Бородин   Кинбурнская коса за 50 лет.

озера Кинбурнской косы

В настоящее время озера на Кинбурнской косе для нужд кефалеводства не используются. Многие из них потеряли связь с морем, заросли камышом, сильно осолонились и обмелели.

С.Кузнец,
госинспектор по охране
окружающей среды Черного моря

Научный журнал Известия Музейного Фонда им. А. А. Браунера 2004