Маяки Очаковщины. Рукотворные звезды




В пустой маяк, в лазурь оконных впадин,
Осенний ветер дует — и, звеня,
Гудит вверху. Он влажен и прохладен,
Он опьяняет свежестью меня.
Остановясь на лестнице отвесной,
Гляжу в окно. Внизу шумит прибой
И зыбь бежит. А выше — свод небесный
И океан туманно-голубой.
Внизу — шум волн, а наверху, как струны,
Звенит-поёт решётка маяка.
И всё плывёт: маяк, залив, буруны,
И я, и небеса, и облака.
И. А. Бунин.

   

Маяк – это один из лучших помощников людей в их давнем споре с морем. Башня с сигнальными огнями на берегу моря предвещает окончание многодневного изнуряющего плавания, защищенную гавань, радость встречи с землей, с родными, любимыми. Маяк давно считается символом нашего города.

На Черноморском флоте Дирекцию маяков создали в 1817 году, директором маяков был назначен переведенный с Балтийского флота капитан-лейтенант М. Берх. В разные годы на Черноморском флоте действовали лоцмейстерские дистанции среди которых были Бугско-Днепровская и Очаковская.

Благодаря усилиям черноморских гидрографов в 1841 г. появилась знаменитая карта Манганари, служившая многим поколениям моряков, в 1851 г. - первая лоция Черного моря. Потребовалось создать практически заново навигационную обстановку. К 1828 г. было построено несколько маяков: Инкерманские в Севастополе, плавучий у Кинбурнской косы, в Одессе и Еникале, на Тендровской косе, на мысах Тарханкут и Айтодор, Таклинский. В Бугском и Днепровском лиманах по берегам были установлены навигационные знаки.

Маяки – это воздвигнутые людьми ориентиры для определения местонахождения кораблей в открытом море. Но маяк – это не только «искусственное сооружение башенного типа». Функциональные обязанности сооружений, указывающих путь судам, выполняли и сами корабли. Первыми были плавучие суда-маяки: Аджигольский и Кинбурнский.

Кинбурнский Плавучий маяк

Один из первых плавучих маяков империи появился на Черном море, у входа в Днепро-Бугский лиман. Для повышения безопасности ночного судоходства, дополнительно к дневному Кинбурнско-Березанскому створу, у северо-западной оконечности Кинбурнской косы с 1826 г. на период навигации стали выставлять плавучий маяк – небольшой гафельный тендер с красной полосой по бортам и двумя огнями на стеньге мачты. Маяк ставился на двух якорях с цепными канатами, в 50 саженях от отмели, на глубине 6 сажен. Днем на мачте его поднимали красный флаг. Два огня постоянные, обыкновенного света освещали горизонт на 6 миль. Высота огня: верхнего 35 фут., нижнего 23 фут. На зиму маяк отводили в Николаевский порт.

   

В ходе Крымской войны в апреле 1854 г., когда коалиционный флот Англии и Франции бомбил Одессу, обороняющиеся затопили ряд судов, стоявших в гавани. В их числе оказался и Кинбурнский плавучий маяк. В этой боевой операции получил смертельное ранение командир плавмаяка штабс-капитан Е.И.Плеханов. Дальнейшая судьба плавмаяка прослеживается с трудом. Известно лишь, что после окончания Крымской войны был построен новый Кинбурнский плавучий маяк. В 1866 г. им командовал Корпуса флотских штурманов поручик Зржевский.

В «Описании маяков, башен и др. предостерегательных для мореплавателей знаков Российской империи» 1872 г. Кинбурнский плавучий маяк уже не значится, а лоции 30-х годов ХХ в. сообщают, что у оконечности Кинбурнской косы выставляется Кинбурнский дополнительный буй.

Плавучий Аджигольский маяк

   

«Для плавания Д. лиманом к устью реки Буга служит Аджигиольский плавучий маяк, стоящий близ отмели Аджигиольской косы, на глубине 24 фт. Маяк состоит из двухмачтового судна, с решетчатым шаром на вершине грот-мачты. Осветительный аппарат маяка состоит из трех френелевских фонарей и поднимается на фок-мачте на высоту 391/2 фт. Вост. колено Очаковского фарватера суда проходят курсом NO 89°, который удерживают до Аджигиольского плавучего маяка; придя же на траверс этого маяка, ложатся румбом NO 73° на середину устья Буга, откуда следуют по реке, фарватер которой так же хорошо обозначен и освещен, как и фарватеры Д. лимана».

Днепро-Лиманские створные маяки о. Первомайский

Передний построен в 1876 г., реконструирован в 1926 г. Белая круглая башня. Высота от основания 21 м. Установленный на вершине башни осветительный аппарат 4-го разряда с ацетиленовой горелкой зеленым, красным и белым огнями освещает 5-мильное морское пространство. Для указания ночью положения острова, по просьбе капитанов в 1876 г. на северной оконечности установили небольшой маяк, но этого оказалось недостаточно. Тогда командир Черноморского флота и портов адмирал М. П. Манганари, проконсультировавшись с парижской фирмой А. Лепота, разработал четкие требования к конструкции и способу доставки и монтажа маяков. В 1882 г. французская фирма заказ выполнила. Из Парижа через Антверпен и Одессу на пароходе «James Barber» две железные башни были отправлены в Николаев. Но 12 ноября во время тумана «James Barber» потерпел крушение близ Одессы и затонул. Весь груз безвозвратно погиб. Только благодаря дальновидности Манганари, настоявшего на страховке груза, денежные потери оказались незначительными, а вот сроки строительства маяков пришлось сдвинуть на год, пока в 1883 г. в Николаев не доставили новые башни. Створ начал действовать 21 августа 1884 г. Лоция Черного и Азовского морей 1892 г. позволяет нам представить, как выглядели эти маяки: «Маячные башни железные решетчатые, красного цвета. Осветительные аппараты преломляющие 4-го разряда. Огни маяков постоянные, красные. Высота огней: дальнего 63 фута от уровня лимана, ближнего 45 футов. Расстояние между маячными башнями 48 саженей. На нижнем маяке установлен колокол, в который звонят во время тумана, метели и мглы…».

В октябре 1920 г. бежавшие интервенты уничтожили маячные башни. Новый нижний (передний) маяк заложили в 1925 г., построили в 1926-м. Он представлял 12.2-метровую башню, состоящую из двух частей: верхней – круглой трубы длиной 5.9 м – и нижней – прямоугольного железобетонного параллелепипеда. Труба внутренним диаметром 2 м собрана впотай из чугунных профилированных фрагментов толщиной 2.5 мм, скрепленных болтовыми соединениями. Наверху площадка, в центре которой установлен фонарный отсек из листового металла с конической крышей высотой 2.15 м. Он разделен на глухую круглую нижнюю и частично застекленную восьмигранную верхнюю части. Внутри на высокой тумбе размещался преломляющий осветительный аппарат с ацетиленовой горелкой. Для дневного наблюдения и обслуживания стекол фонаря устроена легкая наружная восьмигранная галерея, обнесенная перилами. Внутренний объем башни разделен на три отсека двумя перекрытиями из рубчатого железа, соединенных через входные люки литой ажурной чугунной лестницей, приклепанной к внутренней поверхности корпуса трубы. Все сооружение покоится на квадратном железобетонном основании высотой 4.6 м. Параллелепипед представляет своеобразный колодец размером 2х2 м, с толщиной стен около полуметра и использовался как служебное помещение. Как сказано в «Карточке-формуляре», чугунный маяк «установлен в 1926 г. на северо-западной оконечности о. Первомайский в 2 м над уровнем моря на расстоянии 0.1 кб от уреза воды. Освещает направление оси створа красным постоянным огнем на дальность 5 миль». Маяк постройки 1926 г. сохранился до наших дней. Во время обороны острова в августе–сентябре 1941 г. створные маяки пострадали незначительно. После захвата острова фашисты использовали передний маяк днем как наблюдательный пост, а ночью как ориентир своим кораблям.


Остров Первомайский 1941-1945 гг.

Действовал ли задний маяк, не известно. Возможно, он служил только дневным ориентиром. После войны башни, побитые осколками снарядов, отремонтировали, и они продолжили свою маячную службу. В ноябре 1955 г., как сообщает Формулярная карточка, «введен в строй вновь построенный задний маяк – металлическая ажурная ферма на бетонном основании с фонарем на вершине. На стороне фермы, обращенной к линии створа черный прямоугольный щит с белой вертикальной полосой посредине».

   

В 1926 г. маяком - путеуказывателем стала установленная на о. Первомайском высокая стальная мачта легендарного броненосца «Потемкин». В 1925 г. гидрографы обратились к командованию ЧФ с просьбой отдать им часть фок-мачты броненосца «Потемкин» для использования в качестве заднего створного маяка. Просьба была удовлетворена. В 1957 г. ее заменили щитом, а отслужившую фок-мачту распилили на части и передали в музеи, но створные знаки здесь по-прежнему называют не иначе как «потемкинскими».


Остров Первомайский фок-мачта

Березанско-Очаковский

Створ маяков Березано-Очаковского колена БДЛК. Построены в 1826 г., реконструированы в 1932 г. Белая, круглая, каменная башня с черной вертикальной полосой.
Передний. Высота 19 м, над уровнем моря 38 м

 

Задний. Высота 20 м, над уровнем моря 49 м

Станислав-Аджигольские створные маяки

Задний Станислав-Аджигольский маяк. Уникальный по конструкции сетчатый стальной маяк. Построен в 1911 г. по проекту инженера и академика В. Г. Шухова.


В.Г. Шухов

Высота 64 м. Маяк представляет собой сетчатую оболочку в форме однополостного гиперболоида вращения. Являясь чудом инженерной мысли, маяк также соответствует духу эпохи конструктивизма – являет собой образец четкости и логики. На идею создания гиперболических конструкций инженера навела обычная плетеная корзина. Гиперболическая форма позволяла существенно облегчать конструкцию. К примеру, Эйфелева башня весила бы втрое меньше, будь она построена по проекту Шухова. Гидротехнические сооружения делали литые. Благодаря этому инженерному решению, не надо было делать мощные фундаменты. Тысячи заклепок крепко держат стальные балки.

Конструкция металлического гиперболоида, которую придумал Шухов, оказалась неуязвимой и в условиях войны. Во время ВОВ вражеские самолеты совершили несколько атак, но нанесли башне лишь незначительные повреждения.

Задний Станислав-Аджигольский маяк – самый высокий из украинских маяков, а так же занимает 18-ю строчку в списке самых высоких «традиционных» маяков мира.

Ступеньки, которых тут порядка трехсот, поднимают вас по трубе в самый верх

Неподалеку от Заднего Станислав-Аджигольского маяка расположен еще один шуховский маяк, Передний Станислав-Аджигольский, высотой 34 м и построенный тогда же.

Тендровский маяк

Маяк построен в 1827 г. голландцем Фан-дер-Флис Борисом Васильевичем (1762 -1846), морским инженером-гидротехником. Реконструирован в 1944 г. Маяк представляет собой белую круглую каменную коническую башню высотой 25 м, которая заканчивалась чугунным фонарем высотой 3,6 м. В фонаре размещался катоптрический осветительный аппарат с масляной лампой и тремя рефлекторами. С помощью часового механизма создавалась проблесковая характеристика с дальностью видимости огня до 11 миль.

С маяком связано много событий. Вспомним некоторые.

У Тендровского маяка обнаружено тело Евгения Николаевича Голикова (1854 - 1905) - капитана 1 ранга, командира броненосца «Князь Потёмкин-Таврический». Убит 14 июня 1905 г. во время восстания на броненосце, тело было выброшено за борт.

   

«В 50-е годы научные заблуждения ученых-береговиков чуть было не привели к гибели маяка, простоявшего полтора столетия. В какой-то штормовой год волнами размыло несколько метров пляжа вблизи маяка. По советам ученых и в соответствии с абсолютной истиной тех лет: «Буны спасают берег» на мелководье против маяка были затоплены два небольших списанных вспомогательных судна. В строгом соответствии с природными законами пошел размыв пляжа севернее каждой «буны», а образовавшаяся и увеличивающаяся в размерах бухточка стала угрожающе приближаться к маяку. Но само море как будто «пожалело» своих служителей, замыв эти горе-буны в песок. Береговой поток наносов восстановился в своем естественном состоянии и в считанные месяцы ликвидировал бухточки, снова превратив берег у маяка в классический свободный пляж. Этот эпизод наглядно подтвердил истину, которую до сих пор не понимают так называемые хозяйственники и, к удивлению, некоторые ученые - «не вмешивайтесь в берег, не пытайтесь применять к нему «недозволенные», неприемлемые ему приемы!». Как это схоже с вмешательством человека в очаковский берег.

«Жестокие осенние штормы необычайной силы в 1981 г. смыли около двух десятков метров пляжа против маяка, нагнанная продолжительными южными ветрами вода проникла и разгулялась в маячном городке, нанеся ему существенные повреждения. Гидрографы ломали головы: как спасти маяк? А выручил их, буквально уберег от ненужной траты сил и средств и от ненужных волнений старейший гидротехник и гидролог Черного моря, бывший работник «Черноморниипроекта», тогда уже 90-летний Владимир Иванович Аверичев. Разобравшись в ситуации на месте, организовав и проведя (в свои-то годы!) необходимые наблюдения, он через некоторое время твердо заявил: «Ничего делать не надо, все само придет в норму!» Через год-полтора пляж у маяка полностью восстановился...»

Несмотря на многие бурные события вблизи его, с тех пор маяк стоит без всяких перестроек, сохраняя свой изначальный внешний вид - белая круглая каменная башня высотой 30 м с двумя черными горизонтальными полосами. И хотя его оснащение коренным образом изменилось, керосиново-калильная установка заменена на современную автоматизированную светооптическую аппаратуру, маяк насыщен и другой специальной аппаратурой разного назначения, сам маяк остается прежним.

Маяк Западного створа Днепровского лимана

Сооружен в 1954 г. Высота 32 м.

Наиболее узнаваем очаковцами и гостями города, так как всегда на виду: находится между Очаковом и Кинбурнской косой.

Суворовский маяк

Один из старейших очаковских маяков. В нашем понимании совсем на маяк не похож – обычный одноэтажный дом. Находился примерно в районе турбазы Очаков.

«На выходе из Днепро-Бугского лимана на холме Суворова стоит Очаковский маяк, что получил свое название от имени города. Сам Суворовский холм назван в честь полководца А.В.Суворова».

«Для подхода к устью лимана ночью служит расположенный на возвышенном Очаковском берегу Суворовский маяк, угловое освещение которого в 33°, с постоянным белым огнем, ограничивает те же отмели».

Викторовский створ маяков

Построены в 1856 г., реконструированы в 1969 г.

Викторовский передний (нижний). Оранжевый цилиндр на белой круглой железобетонной башне. Высота 17 м над уровнем.

«С 1916 года в ночное время морская акватория от Тендровской косы до острова освещалась прожектором №1, установленном на Нижне-Викторовском маяке».

   

Викторовский маяк задний. 1910 г.

Викторовский задний (верхний)

   

Ожарский маяк

Лимано-Ожарский створ маяков. Первый в мире железобетонный маяк. Это было экспериментальное сооружение, спроектированное инженерами Н.К.Пятницким и Н.И.Барышниковым.

Построен в 1906 г. в районе Ожарской косы, вблизи Николаева. Маяк по своей конструкции представлял собой установленную вертикально длинную уширяющуюся книзу бетонную полую трубу параболической формы, которая являла собой башню маяка. Нижним концом она была прочно укреплена на толстой железобетонной подошве, лежащей непосредственно на грунте. По задумке инженеров, сперва полностью был возведен металлический каркас маяка, а уже затем производилась его заливка бетоном. Конструкция маяка представляла вертикальную трубу, постепенно сужающуюся снизу вверх. Диаметр трубы в основании составлял 8 метров, а в месте установки фонарей – 2 м. Общая высота сооружения равнялась 36 метрам. Фундаментом для него служила железобетонная плита толщиной 0,75 м, заглубленная на 2,5 м в грунт. Согласно расчетам инженеров, толщина стенки трубы маяка составляла всего 200 мм в основании и 100 мм в районе верха. Согласно действующим на тот момент предписаниям конструкция маяков должна была выдерживать боковой ветер с давлением 275 кг/м2. Внутренняя винтовая лестница, ведущая в помещение фонарей, также была выполнена из железобетона. Ее ширина составляла 725 мм. Ступеньки толщиной 25 мм придавали конструкции легкий вид. Как показало время, все расчеты инженеров были точны.

Окрашен маяк был в красный (кирпичный) цвет. Всего на постройку ушло 175 кубов бетона и 17,6 тонн железа. Маяк успешно эксплуатировался на протяжении почти 40 лет, пока его уникальная башня не была разрушена в годы ВОВ. После войны на его месте построили временную деревянную башню. А в 1955-56г.г. возвели новый металлический маяк высотой 36 м, который сохранился до наших дней.
Изображение маяков, как творение человека, можно встретить на почтовых конвертах, на значках, на открытках. Не знаю, были ли отмечены на них маяки Очаковщины, а вот в филателии и нумизматике свой след они оставили. В советское время на почтовой марке был запечатлен Маяк Западного створа Днепровского лимана. Год выпуска 1982.

 


Маяк Западного створа Днепровского лимана 1982

 
Маяк Западного створа Днепровского лимана 1982
 

В 2009 и 2010 г.г. «Укрпочта» издала блоки марок «Маяки Украины». В каждый блок входит по шесть изображений маяков. Наш Тендровский маяк на блоках расположен вместе с Санжейским, Тарханкутским, Павловским Передним, Ильичевским и Херсонесским.

В марте 2014 г. была выпущена памятная монета "70 лет Херсонской области" номиналом 5 гривен.

"На аверсе монеты изображен символы региона - ворота Херсонской крепости, судно, группа дельфинов, дары полей Херсонщины и Аджигольский маяк".

Существует известное выражение: «Маяки – святыня морей. Они принадлежат всем и являются неприкосновенными». И это символично! Ведь пока светит в ночи и тумане маяк, людям сопутствует надежда и уверенность в том, что их ждут и есть цель, к которой необходимо стремиться!

Сергей Кузнец
Газета «Очаківський тиждень» №78 от 5 апреля 2018 г.
Использованы материалы интернета