Явисты Очакова




В СССР было не так много моделей мотоциклов по сравнению с сегодняшним днём, и каждый из них был по-своему хорош. Но был среди всех мотоциклов, имевшихся в СССР один, который выделялся из толпы. С самых первых дней, когда эти мотоциклы стали ввозить в Советский Союз они стали пользоваться небывалой славой и популярностью. За ними всегда стояли очереди, хотя стоили они дороже отечественных. Внешний вид отличался от других мотоциклов, он был необычным и в тоже время красивым, радовал глаз.

Первые «Явы» 250-кубовые одноцилиндровые (их ласково называли «чекушками» - так же как и четвертьлитровые бутылки водки).  С 12-сильным мотором - более ранняя, отличалась «низким» цилиндром (часть ребер размещалась на алюминиевом картере), а вторая - с высоким чугунным цилиндром, мощностью 14 л.с. Общая их характеристика - спокойные, чрезвычайно тяговитые аппараты, но тихоходные и с сильными вибрациями.

   

Позднее появились двухцилиндровые Явы 350 куб см. Одинарная рама, 16-дюймовые колеса, двигатель с округлыми цилиндрами и старомодными сигарообразными глушителями. Мощность мотора составляла 18 л.с., что позволяло разгоняться до 125 км/ч. А дизайн был настолько вылизан, что казалось, ничто более совершенное не может появиться на свет - мягкий, не агрессивный. Двигатель - песня! Если вымыть отечественный мотоцикл, не покалечив пальцы, сложнее, чем десяток «Жигулей», то «Яву» многие мыли даже с удовольствием. Прыгать на рычаге кикстартера, заводя «Яву», означало позор для хозяина. Это вам не «макака»! Неспроста существовала странная, не поддающаяся объяснению, мода: «Яву 350» заводили рукой! Включишь зажигание, повернешь рычаг в пусковое положение и плавно нажмешь…

   

Явисты с азартом занимались, как говорят сегодня, тюнингом своих мотоциклов - кто во что горазд. Идеи черпали из изредка попадавшихся зарубежных мотоциклетных журналов, позже - из фильмов. Все делалось своими руками из подручных материалов или из того, что удавалось раздобыть на «толкучках». Чинили и настраивали мотоциклы тоже сами - в провинции не было даже шиномонтажей.

   

Эта идея породила целую волну самопального тюнинга: задирать заднюю часть глушителя стали многие. Причем не только на «Явах», но и на других мотоциклах. Затем кто-то придумал задрать не только глушители, но еще и заднюю часть сиденья — и это резко повысило привлекательность и без того «крутого» мотоцикла. Апогеем истории отечественного тюнинга стала обрезка и переварка руля - увидев в журнале «клипоны» зарубежных спортбайков, молодежь повально стала обрезать боковины руля и переваривать их под углом, относительно прежнего положения.  На мотоциклы ставили рули с перекладиной или с двумя, «королевские» высокие рули без перекладин, полукруглые дуги, изготовленные из водопроводных труб с помощью трубогиба и гальванизированные через «батю друга» на каком-нибудь заводе. Кнопки управления ставили хромированные от «Паннонии», ими включались поворотники и сигналы-бибикалки, которых часто делали два, разных тонов, чтобы на каждую кнопку по сигналу — с помощью двух кнопок можно было сыграть «Собачий вальс» или сымитировать «сирену». Глушители также снимали или переделывали: внешне их оставляли как заводские, но внутренности обрезали, чтобы звук становился резче и громче.

   

В то время было не обязательно надевать шлем. Но с ростом количества мотоциклов, росло и количество аварий с их участием, и тогда водителей обязали ездить в шлемах. Однако первое время шлемов на всех не хватало, и были они убогие и железные. Такая «каска» портила лихой вид мотоциклиста на «Яве» - тогда-то и началось разделение на тех, которые не признавали шлемы, запреты на сборища толпой и правила дорожного движения, и на законопослушных мотоциклистов. В Очакове шлемы покупали обычные с коротким пластмассовым козырьком. Его обрезали и приделывали длинный из нержавейки. Со временем, из Прибалтики стали поступать более современные пластиковые шлемы: их можно было раскрашивать, привешивать козырьки и намордники. Местные художники под заказ могли разрисовать шлем на любую тему - выглядело лихо. Много шлемов расписал в нашем городе Сергей Буров. Запчасти брались в торговле, покупались на рынках, но многое делали умельцы на СРЗ в Николаеве. Самой красивой в городе считалась Ява г/н 48-18 НИ, владелец Маслюченко Александр (покупал у Яровенко, а тот в Николаеве). Вся была хромирована - из красного только бак и рама.

Там где Jawa, там всегда было безудержное веселье и алкоголь - хотя, что рассказывать, многие знают это и так. Тусоваться с друзьями и общаться обычно собирались вечерами в пятницу и выходные у городских парков и других общественных мест. В Очакове первые явисты собирались на котельной турбазы. После общения на месте, садились на свои мотоциклы и ехали гонять по ночному городу.

   

Надо сказать, что до 90-х г. ГАИ с явистами особенно не церемонилось: и сгоняли с тусовочных мест, и устраивали погони на дорогах. Но и мотоциклисты тех лет позволяли себе ездить не только без документов (иметь «права» категории «А» считалось чуть ли не моветоном), но и не соблюдая никакие правила движения: толпой по встречке, по тротуарам и т. д. Случалось и аварии.

Мотоцикл «Ява» для молодежи 70-х-80-х – предел мечтаний. Теперь это уже где-то в прошлом… Но есть люди, которые любовь к этому мотоциклу пронесли через десятилетия! Да что там любовь, сами мотоциклы сберегли, и они, в их умелых руках, как новенькие.

Сергей Кузнец
Газета «Очаківський тиждень» №106 от 15.04.2021 г.