Рапан




Любимый сувенир отдыхающих – раковина рапана. Эта улитка живет в Черном море на любых грунтах – и на песке, и на камнях. Рапан стал уже символом Черного моря, а ведь появился он здесь всего полвека назад.

На деревяшках, выброшенных волнами, наклеены прозрачные щетки, состоящие как будто из пластиковых трубочек. Их можно встретить на камнях, водорослях, раковинах самого рапана – любых твердых предметах в море. Это кладки икры рапана – в каждой трубочке по икринке. В 1946 году какая-то рапаниха в одном из дальневосточных портов (Тихий океан – родина рапана) приклеила кладку своей икры к днищу судна, которое направилось в Черное море. Судно обогнуло половину Земного шара и пришло в черноморский порт, и вот там-то из икры и вывелись личинки рапана.


Возможно, что судно привезло личинок рапана или даже самих улиток в балластных водах, которую набирают корабли для улучшения остойчивости.

Личинки всех моллюсков живут в толще воды и лишь через некоторое время, откормившись среди планктона, они садятся на дно и превращаются в тех моллюсков, которых мы видим. На следующий год, недалеко от Новороссийска нашли нового обитателя Черного моря – рапана. А потом он распространился по всему Черному морю. На своей родине, Дальнем Востоке, рапаны – не больше 3–4 см в длину, а в Черном море они могут быть величиной с чайную чашку. В Тихом океане их поедают морские звезды – не дают им возможности разрастись. В Черном же море, кроме человека, рапана есть некому – ведь морских звезд в Черном море, к сожалению, нет – слишком мала для них соленость нашего моря.

К сожалению, потому, что рапан стал бедствием Черного моря. Он – хищник, ест двустворчатых моллюсков. Рапаны сверлят дырки в раковинах двустворок своим, покрытым зубами, языком – радулой.

Иногда мы находим на пляже ракушки с этими, аккуратно просверленными дырочками. Через дырку рапан впрыскивает в моллюска яд, который его парализует, затем изливает пищеварительные ферменты внутрь раковины и съедает-высасывает полупереваренного моллюска – как пауки, когда поймают муху или кузнечика. За полвека жизни в Черном море рапан почти полностью уничтожил здесь гребешков и почти всех устриц – те их раковины, что вы находите, – раковины исчезающих, или даже исчезнувших видов. Живых устриц осталось очень-очень мало.

Люди любят прикладывать к уху раковины рапанов, чтобы послушать «шум моря». На самом деле это шум крови в сосудах вашего уха, усиленный раковиной – так же, как звук струны усиливается декой скрипки. Но даже зная это, все равно интересно послушать.

С.Кузнец,
госинспектор по охране
окружающей среды Черного моря
Использовано материалы интернета