Полуостров Березань. 1937 г. Уголок старого Очакова




В скифские времена Березань еще не был островом. Левый, пологий берег реки Березанки упирался в эту красно-бурую громаду, не размытую доныне прибоем. Когда-то здесь была степь: буйствовало степное разнотравье и перекатывался волнами ковыль. Это был полуостров — отвесный рог между морем и степью.

Черное море имеет природные циклические колебания. Когда море наступает на суходол, то постепенно затопляет большие территории и создает новые лиманы. Когда отступает, то оставляет после себя топкую равнину и неплодородные почвы. Продолжается такой цикл несколько тысячелетий, и для жизни одного поколения он незаметен. Но в течение нескольких веков в прибрежной окружающей среде происходят поразительные изменения.

Наступление моря на сушу имело место и в период колонизации эллинами Северного Причерноморья — с VI—V ст. до н.э. Лоскуток за лоскутком море «съело» довольно большую территорию. Обрывистый мыс вода превратила в остров, а река Березанка, укрепив лиман, в устьевой части исчезла. А в период непродолжительной регрессии в XIII—XIV ст. н.э. остров опять соединился с материком узким перешейком.

Новая ингрессия моря, продолжающаяся и сегодня, с XIV—XV ст. окончательно определила состояние уникального ландшафтного образования. Но природа берет свое: из-за неотектонических процессов, то есть трансгрессивных движений, ежегодно исчезает около 20 см полосы островных побережий.

Но иногда бывают случаи (течение, сгонный ветер) и исчезнувший перешеек проявляется. На фото 1937 г. видно, что остров соединялся с сушей в районе Рыбаковки. Тогда ещё можно было дойти пешком, местные там даже выпасали лошадей.

По материалам интернета. Фото Karl Heine
подг. С.Кузнец
Газета "Очаківський тиждень" №96 от 08.03.2020 г.