Старое кладбище. Происхождение очаковских названий




Местный топоним. Пожалуй, самое старое из ныне существующих  кладбищ. По крайней мере, из тех, что сохранились. На карте города 1909 г. оно только одно и обозначено. Причем если внимательно рассмотреть - позади его находится какой-то мемориал. В начале 70-х г.г. при строительстве 80-квартирного дома (Курортная, 30) его разрыли случайно. Это было захоронение воинов, погибших при штурме крепости в 1788 г.

   

Само Старое кладбище так же делилось горожанами на старое и новое. Разделом его служила (и сейчас служит) дорожка, ведущая от главного входа. Слева (сторона от церкви) это старое, а справа – новое.

На старой стороне находились семейные склепы зажиточных очаковцев. Здесь нашли покой Четвериков, Алобский, …

Многие из могил разбиты вандалами

Настоящая достопримечательность – могила Барвинского  – крест с якорем.

Где-то по слухам сюда перезахоронили и Г.Судковского. Вперемежку с ними рядом скромные могилы простых очаковцев. Здесь покоятся целые семейные династии очаковцев: Кириченко, Маслюченко, Раленко, Сенькевичи, Семененко...

На новой части можно найти захоронения зенитчиц, партизан

Старое и новое отличаются монументальной архитектурой, что и понятно. На старом попадаются памятники из мрамора, из ракушняка, просто из кирпича, с кованными оградами.

Почти все оградки высокие. На новом чувствуется влияние современной культуры-оградки невысокие, памятники из более новых материалов.

Ограждение кладбища с ул. 8-го Марта, сколько себя помню, всегда было каменное. Со стороны ул. Курортной еще несколько лет назад было кованное (скорее всего еще с царских времен). Позади ограждение появилось где-то в конце 70-х. Позднее огородили со стороны парка невысоким заборчиком. Сегодня металлический забор заменен бетонным, что скрывает само кладбище от посторонних взглядов.

Старое кладбище закрывалось три раза. Захоронения на нем запрещались. Вот  и сейчас разрешено только подзахоронение. Причина – расширять его некуда: с двух сторон улицы, с одной парк Шевченко, а позади жилой дом.

Сергей Кузнец
Газета «Очаківський тиждень» №99 от 22.06.2020 г.