Руфин Судковский глазами современников




Еще какой-то год назад я писал на Фейсбуке о двух известных портретах Руфина Судковского.

Сегодня благодаря Сервису «Цифрова колекція художнього музею» Миколаївського художнього музею ім. В.В. Верещагіна, я знаю четыре. Три из них находятся в вышеуказанном музее. Они были переданы в дар государству в 1924 году братом Руфина Гавриловича, Алексеем. Атрибутика картин приведена по текстам музея.

   

Алексей Гаврилович и Клеопатра Гавриловна Судковские

Алексей Гаврилович Судковский (1853-1936) - младший брат Руфина Гавриловича. Окончил первое Павловское училище. Профессиональный военный. Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

После революции пытался организовать картинную галерею брата в Очакове. Не удалось.

Как пишет Николай Лагута, в 1924 году Алексей Гаврилович добился « … передачи всего музейного фонда в Николаевский музей изящных искусств им. Верещагина, где теперь и хранится вся коллекция картин, эскизов, этюдов, рисунков, и архив, оставшиеся после смерти Р. Г. на руках его брата Алексея Гавриловича и сохраненные им с 1885 года до настоящего времени в полной сохранности и целости».

 

 

Лагута Николай Дмитриевич (1895 - 1937) - краевед, общественный деятель.

После поездок на Кинбурн и в Очаков, где Лагута познакомился и подружился с Алексеем Судковским, опубликовал книгу «Забытый художник. Руфин Гаврилович Судковский» 1928 год.

Расстрелян по решению тройки в ноябре 1937года.

Первый портрет

Первый и наиболее известный портрет работы Корзухина А.И., который находится в постоянной экспозиции музея.

   

Корзухин А. И. «Портрет Р.Г. Судковского»

Холст, масло. Николаевский художественный музей им. В.В. Верещагина

 

Алексе́й Ива́нович Корзу́хин (1835 -1894) - русский жанровый живописец, академик Императорской Академии художеств, участник «бунта четырнадцати», один из учредителей Санкт-Петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок. (Википедия)

Второй портрет

О втором портрете я узнал достаточно давно из книги Николая Лагуты.

В частности, он пишет: «По внешности это был красивый мужчина (представление о нем в эту пору жизни даёт портрет, нарисованный его другом Ладыженским), атлетического сложения, владевший собой с замечательным тактом».

   

Портрет Р.Г. Судковського. 1885.

Ладиженський  Геннадій Олександрович. 1853 – 1916.

Папір на картоні, акварель; 54,0 х 48,0 (овал)
Додаткова інформація:
Ліворуч на фоні: 18 6/II 85
Праворуч внизу: Алексею Гавриловичу на добрую память. Б. Лобнина.
Надійшла з колекції О.Г. Судковського (Україна, Очаків) в 1924 році.

Ладыженский Геннадий Александрович (1853 – 1916). «Живописец, акварелист. Окончил АХ в 1879 со званием художника 2-й степени. В 1882 был назначен на должность преподавателя рисования в Одесском реальном училище, а в 1884 приглашен препдавать и в ОРШ. Много лет параллельно преподавал в 5-й мужской гимназии».

Интерес представляет дата: 6 - 18. 02.1985.

Как известно, Р.Г. Судковский умер 4 -16.02.1885. То есть портрет предан Б. Лобниной сразу после кончины Руфина Гавриловича. Напрашивается вывод, что он написан ранее 1885 года.

Из воспоминаний Н. И. Мурашко: «В конце 1884 года открылась у нас (Киевская рисовальная школа) и устроилась в самой школе выставка картин другого русского мариниста Р. Г. Судковского. Он сам и дирижировал устройством выставки; ученики школы помогали».

И далее: «В начала января 1885 года выставка закрылась. Он уехал к себе в Очаков и скоро, заболев тифом,  умер, это преисполнило нас глубокой горестью».

Николай Иванович Мурашко (1844 - 1909) — русский и украинский художник, педагог и мемуарист. Выпускник Санкт-Петербургской Академии художеств. Преподаватель ремесленной школы Н. А. Ригельмана, инициатор создания и руководитель учреждённой на средства мецената И. А. Терещенко Киевской рисовальной школы. Автор книги «Воспоминания старого учителя / Киевская рисовальная школа. 1875-1901».  (Википедия)

Третий портрет

   

Портрет Р.Г. Судковського. Папір, олівець; 14,0 х 10,0

Попов Олександр Андрійович. 1852 – 1919.

Додаткова інформація: Праворуч внизу: 1886
Надійшла від брата художника-мариніста Р.Г. Судковського –  О.Г. Судковського (Україна, Очаків) в 1924 році.

Попов Александр Андреевич (1852 –1919) «Живописец (пейзажист, жанрист, портретист). Педагог. Большая часть его творческой жизни прошла в Одессе. Входит в неофициальный список 100 выдающихся художников Украины, но почти неизвестен широкой публике».

С большой вероятностью можно предположить, что сразу после смерти Руфина Гавриловича, возникла идея создать картинную галерею его имени. И этим объясняются дар Б. Лобниной (Б. Лобнин?).  Дата указывает на год дарения.

Та же история с портретом работы Попова А.А. – 1886 год.

Четвертый портрет.

Четвертый и, пожалуй, самый удачный портрет Руфина Судковског

   

Василий Верещагин. Портрет художника Руфина Гаврииловича Судковского, Ульяновский художественный музей 1882. Холст масло

Василий Петрович Верещагин  (1835 -1909) - русский исторический живописец и портретист, профессор Императорской Академии художеств. (Википедия)

Не путать с Василием Васильевичем Верещагиным, имя которого носит Николаевский музей.

Сохранилось несколько словесных портретов Руфина Гавриловича.

Соломон Яковлевич Кишинёвский (1862, Одесса - 1941/1942) - художник, педагог, так писал о Р.Г. Судковском:

«Выставка соперника Айвазовского мариниста Руфима Судковского была в Малом Биржевом зале, кроме его картин были еще и его этюды, что было для меня новостью. Кисть Судковского, в отличие от живописи Айвазовского, была пастозная, бурная и смелая, в его картинах нет ни доли романтики. Вообще Судковский уроженец г. Очакова, живший всегда у нас в Одессе (на Соборной площади в д. Тонко) сильно привлекал наше внимание. Когда его высокая и широкоплечая фигура с черною мягкою шляпою на голове появлялась в стенах нашей Школы, это было для нас большим и радостным событием. «Судковский, Судковский приехал!» извещали шепотом воспитанники Школы друг друга».

Николай Иванович Мурашко:

«Руфим Гаврилович! Молодой, здоровый, красивый, с вьющимися тем­ными кудрями… Руфим Гаврилович приехал с женою. Оба были приветливы и лас­ковы и много проводили времени с нами. В сущности, Руфим Гаврилович был человек добрый. К школе были очень благожелательными и подарили один из своих этюдов».

Листая электронные странички музея Верещагина, я думал о том, что когда-нибудь оцифруют все архивы. И мы найдем десятки портретов Р. Судковского, его фотографии, а также родственников, которых лихолетье 1917 года разбросало по всему свету.  Может, нас ждут черновики воспоминаний Николая Мурашко, Ладыженского  и многих других, с которыми сводила его судьба.

Как писал один историк, во время террора 1937 года люди уничтожали все домашние архивы, чтобы не всплыла их родственная связь с дворянством Российской империи. Государственные архивы пострадали во Второй мировой. Но надежда умирает последней. Открытия еще предстоят.

Робулец Ю.Н.