Суровая зима 1855 г. История одной картины




 

История малоизвестной картины Пьера-Эмиля де Крисснуа «Французские броненосцы, вмерзшие в лед Черного моря у Кинбурнской косы зимой 1855-56 годов»

Начиналось все героично.

14 октября 1855 года англо-французская эскадра под командованием адмиралов Брюэ и Лайонса появилась на траверзе Кинбурнского форта. Всего прибыло 90 вымпелов.

18 октября 1855 года состоялось последнее сражение Крымской войны.

Кинбкрнская крепость была разрушена до основания, гарнизон во главе с генерал-майором Кохановичем был вынужден сдаться.

Сдача Кинбурнской крепости. 1855 год.

--- Читайте также: ---

История Кинбурнской крепости

В истории Очакова и очаковского края Кинбурнская крепость является неотъемлемым атрибутом. Данная крепость является, пожалуй, самым загадочным сооружением времен Османской империи

Зима 1855-1856 годов была суровая. Как впрочем и многие зимы в то время, особенно на Кинбурнской косе.

В плен к морозам и льдам попали первые в мире паровые броненосцы - французские плавбатареи «Лав"» «Тоннант» и «Девастасьон».

Броненосная плавбатарея «Девастасьон».

Вот кекоторые характеристики передовых (на тот момент) паровых плавбатарей.

Длина - 53 метра, водоизмещение - 1575 тонн, мощность паровой машины - 155 л.с., скорость - 4 узла, экипаж - 282 человека, вооружение - 16 50-фунтовых и два 12-фунтовых гладкоствольных орудия. Толщина брони - 110 мм.
225-сильные машины обеспечивали батареям скорость не более 4 узлов, поэтому по морю их приходилось тянуть на буксире.


Французские броненосцы ведут перестрелку с артиллерией Кинбурна. Гравюра

Сардинцы и спаги боялись приближаться даже к Васильевке. Они хозяйничали только на западной территории полуострова. Оккупанты вели себя плохо. Иконы и алтарь Покровской церкви африканцы спалили в своей походной кухне. Бронзовый бюст генералиссимуса Суворова работы скульптора Демут-Малиновского, отлитого в Санкт-Петербурге, отправили военным трофеем во Францию.

Никто из французского гарнизона не предполагал, что придется провести на косе несколько месяцев. Брошенные дома селян солдаты разграбили сразу. Потом съели всех домашних животных и голубей, а затем… затем закончилась теплая осень и наступила суровая зима.

О событиях, которые происходили с французским гарнизоном в период оккупации Кинбурнской косы, нам известно из косвенных источников.

4 декабря 1855 года урядник 1 эскадрона Березовского добровольческого полка Василий Кужель докладывает по начальству о результатах разведки своего пикета:

«… Неприятель стоит биваком в крепости и караулов далеко не отсылает. Раз в три дни собирают большую экспедицию в 50 ружей на порубку дров… В полторы версты окрест лес изрубили и теперь рубят против чумацкого озера… Казаки пленных брать не хотят… говно на снегу у них с кровью, все одержимы лихорадкой и трясуном…».

Теплолюбивые уроженцы Сардинии и алжирцы тяжело переносили кинбурнскую зиму. Продуваемый холодными ветрами полуостров - не самое хорошее место для зимовки южных людей.

14 декабря этого же года старшина Прогноинской паланки Антон Бердник отдает распоряжение казакам Софиевского куреня о том, чтобы «… гонять с моря французских рыбалок», которые «… лед ломают, и невод пытаются заводить…». Голодные оккупанты хотели поймать рыбу в замерзшем лимане, но… казаки были начеку.

Враждебная среда заперла гарнизон в крепости. Пехотинцы не успели до зимы восстановить сожженные казармы. Пытаясь согреться, они рыли в земле ямы, накрывая их навесами из парусиновых палаток. Солдаты умирали от голода, холода и болезней. В 300 метрах от западного вала образовалось кладбище. Сначала это были одиночные захоронения, но в январе 1856-го начался тиф, и…появилась первая братская могила.

1 февраля 1856 года капитан-лейтенант Иван Чердынцев, который на катере «Медведь», проводил визуальное наблюдение за противником докладывает военному коменданту Очакова генералу Кноррингу о том, что «… неприятель никаких действий не проявляет, стреляет всякую морскую птицу и выкапывает ежей. Провиант подвозится редко…».

15 февраля 1856 года английский фрегат «Агамемнон» встал на рейде к югу от крепости и забрал остатки кинбурнского гарнизона. Перед эвакуацией оккупанты взорвали пороховой арсенал и разрушили восстановленные укрепления. За три месяца «зимовки» холод и болезни унесли жизни 119 солдат и офицеров.

Взятие Кинбурнской крепости – последний военный успех англо-франко-турецкой коалиции.

Победа носила больше эмоциональный характер и была «козырем» в дипломатической торговле при заключении перемирия.

В 1857 году крепость была упразднена и больше никогда не восстанавливалась. Сегодня разрушенные земляные валы напоминают нам о славных и горестных страницах истории полуострова. Добровольцы воздвигли здесь поклонный крест.

Осенью, когда начинаются дожди, древний ров исправно наполняется водой.

Источник: Арсенал в Очакове