Памяти протоиерея Стефана (Михайлюка)




Церковный купол – символ вечности,
Сусальным   золотом горит,
Как отраженье бесконечности,
Божественности и любви.
Юрий Робулец

Время летит неумолимо. Вот уже два года, как нет с нами любимого пастыря протоиерея Стефана, который для многих в Очакове стал первым духовным наставником и отцом.

На его плечи легло восстановление духовности на Очаковщине после господства воинственного атеизма.

1 сентября 1987 года по благословению его преосвященства Епископа Кировоградского и Николаевского в город Очаков был направлен новый священник Стефан Михайлюк для служения в Свято-Никольском  храме.

Поначалу не было даже самого необходимого, ютились всей семьей в маленькой комнатушке. Но постепенно батюшка привел в порядок церковь и прилегающую территорию. Появились новый иконостас, купола, кресты, колокольня, заасфальтированный двор, новые ворота и даже отопление. Со временем батюшка сделал надстройку над гаражом и получилось небольшое, но уютное жилье.

Затем отец Стефан серьезно занялся изучением церковной и исторической литературы, поднял архивные данные и первым установил, что Очакову не 515 лет, а более 2600. Оказывается, в прибрежной зоне ранее был пещерный женский монастырь, но вход был засыпан во избежание несчастных случаев. Батюшка решил восстановить в первую очередь те церковные здания, которые связаны с богатейшей историей Очаковщины. Начал со Свято-Николаевского собора

13 лет понадобилось, чтобы вернуть здание военного собора верующим, а ОВИМ им.А.В. Суворова перенести в другое место. По этому вопросу отец Стефан был на приеме у М. Горбачева, Н. Рыжкова, Л. Кравчука. Правда восторжествовала и после восстановительных работ в 1999 году очаковцы принимали в соборе высочайшее духовное лицо Украины – Блаженнейшего Митрополита Владимира.

   

Однако сам батюшка остался  служить в небольшой Свято-Николаевской церкви, сохранив приход и воскресную школу как для детей, так и для взрослых. Многим из них запомнились просмотры фильмов «Остров», «Спас под березами», «Земное и небесное», после которых проходил подробный анализ и обсуждение, делались выводы. Так батюшка учил мыслить новоначальных «неофитов» по-христиански. Много духовной литературы было приобретено для библиотеки. Совершались паломнические поездки по святым местам: в Одессу, Почаев, Кулевчу, Искровку. Дети из воскресной школы до сих пор вспоминают поездку по Николаевским святыням и в Пелагеевский монастырь. Помнят, как батюшка с ними занимался, а затем в конце учебного года лично принимал у них экзамены. Очень любили дети отца Стефана, впрочем, как и взрослые.

Одна из прихожанок рассказала, как батюшка помог ей выйти из болезненного состояния. Помимо освящения дома и церковных таинств, после которых вырастали крылья, он сам изготовил для нее лекарство, полностью ее исцелившее. В любое время суток, и днем, и ночью он приходил на помощь, врачевал и человеческую душу, и тело, не жалея собственных сил и времени.

Прихожане вспоминают, как подходя в конце службы к кресту, слышали от батюшки нужное слово наставления и любви, которой он согревал каждого, понимая, что многие болезни возникают именно от недостатка любви. Своих прихожан он воспринимал как членов семьи и помнил обо всех их проблемах. Люди поражались его памяти. Миропомазание он делал с таким благоговением, что просветлялась душа и на сердце становилось легко и спокойно.

Многие обращались к нему  за советом  в городе: и на рынке, и в магазине, и по дороге, ведь батюшка очень любил ходить пешком. И получали нужный совет и ответы на все свои вопросы. В нем сочетались высокая духовность и практичность,  стремление к совершенствованию и прагматизм, тяга к познанию и здравый смысл. Многих он «вернул на землю» и уберег от опрометчивых поступков.

Раба Божия Татьяна вспоминает, как пришла освятить крестик, так как в Харькове церковные услуги очень дорогие. Отец Стефан сказал приветливое слово, побеседовал и пошел в алтарь с крестиком. Долго-долго молился, показалось, целую вечность. Вернулся из алтаря сияющий, вернул крестик, а денег не взял, как не предлагала. Татьяна была просто поражена таким бескорыстием.

Иногда отец Стефан появлялся неожиданно, ведомый свыше, чувствуя, где необходима его помощь. Так, по свидетельству рабы Божией Евгении, он появился  в шесть утра на автовокзале в холод и дождь, чтобы помочь ей доставить огромную икону Архистратига Михаила, привезенную из Почаева, в только что открывшийся храм Димитрия Солунского в Солончаках.

На протяжении многих лет отец Стефан духовно окормлял учреждения культуры, любил присутствовать на культурно-просветительских мероприятиях.

Был активным участником дискуссионного читательского клуба «Собеседник», в котором поднимались злободневные темы, например, «Идеи христианства и современная художественная литература», разбирались нашумевшие тогда романы «Плаха» Ч.Айтматова, «Факультет ненужных вещей» Ю.Домбровского, «Белые одежды» В.Дудинцева. И всегда отец Стефан давал объективную оценку литературным трудам и извлекал рациональное зерно христианской этики.

Был наш благочинный даже донором, имея редкую группу крови с отрицательным резусом.

По инициативе батюшки был организован прекрасный церковный хор, в котором пели участники группы «Очаков» во главе с Николаем Кравченко.

По просьбе учителей общеобразовательных школ была подготовлена программа «Истоки», посвященная образу Иисуса Христа в искусстве и литературе. Благодаря Стефану Ивановичу все библиотеки района регулярно получали газеты «Голос православия» и «Церковную газету».

Бывал Отец Стефан и на концертах в музыкальной школе. Особенно запомнился сольный концерт его внука Богдана и увлеченный рассказ о любимом колокольном звоне и его значении в классической музыке. Мы тогда были неожиданно поражены эрудицией подростка  и вдохновенным  заключительным словом батюшки.

Частым гостем был благочинный и в музеях города. И всегда находил что и как сказать, чтобы пробудить в людях христианскую совесть. В последние годы жизни его обращения к людям были особенно пламенными.

Во время Международного культурного форума «Очаковский Ренессанс», проходившего во многих городах, люди были поражены таким единством культуры, искусства и духовности.

И в заключении хочется привести строчки иеромонаха Романа:

Без Бога нация – толпа, объединенная пороком,
Или слепа, или глупа, иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой, глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой, пока не обратится к Богу!

Светлана Робулец