Очаковские потомки протоиерея-исповедника Илии Кутузова




Живут в нашем городе Очакове простые, скромные и, на первый взгляд, неприметные люди. Но если копнуть – это целая эпоха, огромная генетическая память, глубокие корни, питающие их и сегодня. Валентина Ильинична Шевченко – дочь священнослужителя, вынесшая на своих плечах голод и разруху, преследования за веру и … поэтому - самая счастливая, что не сломалась, выстояла, смогла воспитать детей в вере и никакое горе ей не страшно, потому что она не одна, а всю жизнь с Богом, который ведет ее по жизни и дает испытания по силам.

А теперь обо всем по порядку. Отец Валентины Ильиничны – Кутузов Илья Васильевич родился 2.08.1903 г. в Полтавской губернии в семье глубоко верующих людей. Вскоре после рождения сына семья переехала в с.Ивановское, Рыльского уезда, Курской губернии.

   

Протоирей Илия Кутузов

Отец служил ремесленником, но погиб в 1905 г. в Русско-Японской войне. Мать Ильи Александра Кутузова была портнихой, шила и священнические одежды. Еще в детстве она сшила маленькому сынишке стихарь, в котором вместе с квартирантками Лизочкой и Сонечкой они играли в «церковь», читали молитвы, а позже, уже по-настоящему, Илья служил в алтаре.

Дружба с дочерью священника укрепила в мысли посвятить себя служению Церкви и привела Илью в Курскую духовную семинарию, в которой он проучился всего год. В 1918 г. семинарию закрыли. Вернулся домой. Офицер, снимавший у них квартиру, хотел сделать из юноши кадрового военного, но промысел Божий сохранил его для иного служения. Илья заболел тифом, долго лечился, а мама вымаливала его, ездила по монастырям.

Вымолила. Выздоровел. Захотел построить собственный дом. Но… забрали сначала в тюрьму, а затем сослали в Архангельскую область на лесозаготовки на 5 лет, где было много священников. И тут промысел Божий хранит своего служителя: половину этапа отправляют на строительство Беломор-канала, из которого практически все погибают.

Примерно в это же время сослали на Печоры и его будущую жену, маму Валентины вместе с родной сестрой, которая погибла в 18 лет на лесоповале, просто попала под падающее дерево. А мама вернулась к родному брату Логинову Зосиме Яковлевичу, который устроил ее в больницу санитаркой, где родители и познакомились, а позже - поженились. Мать Юлия Яковлевна была из зажиточной многодетной семьи (с.Кянда, Онежский район, Архангельская область). Отец – известный Архангельский купец-старался дать всем образование, приучить к труду и привить христианские ценности. Но семью раскулачили, выслали, а дом забрали под городскую больницу.

В 1939г. родилась Валентина, а в 1942 г. от голода умирает мама, когда девочке не исполнилось и трех лет. Все тяготы по воспитанию малолетней дочери отец взял на себя и заменил ей мать. И когда предложили отправить трехлетнюю дочь в эвакуацию, наотрез отказался. Как оказалось, судно попало под фашистский обстрел и затонуло, все погибли.

Во время войны Илья работал на Архангельском лесозаводе рубщиком - браковщиком, был бригадиром, знал английский язык и помогал общаться с иностранцами. Маленькая Валюша запомнила, как к ним в барак приходили норвежцы, и отец им показывал Библию с 360 иллюстрациями, а они говорили, что тоже верят в Бога. Кроме того, отец еще преподавал в вечерней школе историю, занимался самообразованием. Но никогда не скрывал своей веры в Бога, ходил в Ильинский собор, служил псаломщиком.
В 1946 г. полностью сгорел лесозавод и люди остались без работы. Вот тут и сбылась мечта всей жизни. Именно в это время епископ Архангельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов) предложил Илье Васильевичу рукоположение в сан диакона, в котором он служил в г.Соломбале Архангельской области в деревянной церкви Петра и Павла. Всегда брал с собой дочь, детское воображение которой было поражено фреской «Страшный суд».

В 1947 г. епископ Леонтий рукоположил Илью в священники и дал приход в с.Ковда, Кандалакшского района, Мурманской области, где прослужил 13 лет.


Никольская церковь в селе Ковда, в которой служил отец Илия


Ковдинская Никольская церковь, место служения отца Илии Кутузова

Символично название районного центра – там у ссыльных раскрывали кандалы и отпускали на свободу. Все силы были направлены на восстановление старинной деревянной церкви святителя Николая, которая 14 лет простояла закрытой. Отправлял требы по всему району и в самой Кандалакше, куда ходил пешком 12км, затем добирался поездом. Останавливался у ссыльного Баринова, прямо на дому крестил детей, которых часто называл Валентинами в честь единственной, горячо любимой дочери. До сих пор люди помнят его служение, крестные ходы по селу, добрые дела и заботу о прихожанах, помощь нуждающимся. Когда людей заставляли покупать облигации государственного займа, отец Илия все скупал, чтобы никто не пострадал. Словом, был для людей родным отцом.

В начале 60-х годов повсеместно закрывают церкви, люди уезжают в большие города. Приход Никольской церкви опустел. Бывало, Валюша стоит одна на службе, а батюшка поет и за себя, и за клирос. В 1959г. обманным путем закрывают Никольскую церковь.

В 1960 г. Архиепископ Архангельский и Холмогорский Никандр переводит о.Илию в г.Кировск Мурманской области настоятелем церкви Казанской иконы Божией Матери.


Свято-Казанская церковь в г. Кировске Мурманской обл. — место служения отца Илии Кутузова. 1970–1980-е. 

Тут он оставил о себе память «пастыря доброго, верой и правдой служащего матери-церкви». Память о его служении сохранилась в сердцах прихожан на долгие годы. О нем говорили: «Отец Илия очень верующий был батюшка!» И в этом его сила.

Духовенство и прихожане у подножия горы Айкуайвенчорр, за Казанской церковью (в центре — архиеп. Архангельский и Холмогорский Леонтий (Смирнов), первый священник слева — отец Иоанн Шастов, первый священник справа — отец Илия Кутузов), рядом его дочь Валентина. Мурманская обл., г. Кировск.

В конце жизни о. Илию назначают благочинным Мурманского округа. Обязанности благочинного в условиях постоянных гонений от мирской власти существенно подрывают его здоровье. Ни единого отпуска за 22 года. Тяжелая болезнь внесла свои коррективы и приходилось служить сидя. Но священнического служения не оставлял до самой смерти.


Отец Илия Кутузов

 
Отец Илия Кутузов
 


Могилки прот. Илии Кутузова (слева) и Агафии Шастовой (справа)

23.10.1968 г. перестало биться сердце священника Кутузова Илии Васильевича. По просьбе кировских прихожан, которые очень любили своего пастыря, похоронен был о.Илия в любимом Кировске. По свидетельству прихожанки Андреевой Н.М. на могилке батюшки по молитвам верующих Господь являл свою помощь.

Продолжил путь батюшки его внук Сергей Шевченко, очень на него похожий, который окончил Киевскую духовную семинарию и занимается с детьми воскресной школы Очаковского Никольского Собора. А Валентина Ильинична закончила медицинское училище, приехала с мужем–военнослужащим в Очаков в 1961 г. и всю жизнь неустанно трудилась: сначала в детском саду №5, затем детской медсестрой в родильном отделении ЦРБ. Сергей также закончил медучилище и работает в Очаковском лабораторном центре.

В 2009 г. к Валентине Ильиничне обратился священник Василий Вольский с просьбой прислать вопоминания об отце для внесения в исторические каталоги Православной Церкви всех священнослужителей, пострадавших в годы гонений от безбожной власти. И 9.02.2014 г. в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви вышла статья в «Миссионерской православной газете» о протоиерее-исповеднике Илие Кутузове протоиерея Василия Вольского. Кроме того, собирала материалы о священниках жительница с.Ковды В.И.Конева, которая тоже обратилась к Валентине Ильиничне с просьбой прислать материалы об отце.

Говорят, человек жив, пока живет память о нем. Память о протоиерее Илие Кутузове жива и будет жить вечно.


Валентина Ильинична и Сергей Шевченко

 
Валентина Ильинична и Сергей Шевченко
 

А для меня лично Валентина Ильинична всегда была и будет образцом для подражания, истинной христианкой, несущей через всю жизнь память об отце.

Хочется выразить огромную благодарность Очаковскому краеведу Игорю Марченко за предоставленную неоценимую информацию, дополнившую воспоминания об отце Валентины Ильиничны и его внука Сергея Шевченко.

С.Робулец