30 дней на острове Березань




Еще зимой студенты нашей группы загорелись мечтой побывать на юге, поработать там и отдохнуть. Мы написали письмо в райком комсомола г. Очакова и просились подыскать нам работу в колхозе, находящемся недалеко от моря. Вскоре получили положительный ответ. До отъезда оставалось все меньше и меньше времени. В самый последний момент мы получили телеграмму: «Срочно сообщите согласие работать археологической экспедиции». Недолго думая, мы согласились. Еще бы, ведь никто из нас никогда не был на настоящем острове, да и работа казалась заманчивой, близкой к нашей будущей специальности.

В поезде было шумно, весело, как всегда, когда собирается много молодежи. Песни, шутки, смех, звон гитары не смолкали до самого Николаева. В Николаеве мы переночевали, а утром отправились в Очаков. Познакомились здесь с работниками райкома комсомола и руководителем экспедиции, научным сотрудником В.В.Лапиным. В тот же день на баркасе нас переправили через Днепро-Бугский и Березанский лиманы на остров Березань, где нам предстояло работать в течение месяца.

Остров небольшой, минут за сорок его обойдешь вдоль и поперек. Когда-то он был соединен с материком, но теперь самое близкое расстояние до земли составляет около трех километров. На этом острове в 1906 г. были расстреляны командир крейсера «Очаков» лейтенант Шмидт и три его товарища, поднявшие восстание на крейсере. На месте расстрела установлена мемориальная доска.

Сохранившиеся несколько казематов как бы рассказывают о том, что здесь в недалеком прошлом находилась пограничная застава (недалеко проходит граница с Турцией).

Кроме этих стен, памятника и маяка на острове нет ничего, даже деревьев. Спуск к морю пологий только с одной стороны, а с других – очень крутой. В первые же дни мы обходили все уголки острова, ознакомившись с ним очень хорошо. Потом юноши поставили палатки, и началась наша жизнь на острове.

Как и предполагали мы, работа оказалась очень интересной и увлекательной. Мы по-особому радовались, когда из-под лопаты показывались интересные находки. Среди них были бронзовые монеты – дельфинчики (в форме дельфина), наконечники стрел, румяна, которыми красились греческие девушки. Но чего особенно было  много, так это черепков от разбитой посуды. Огромные амфоры, чаши, расписанные черным лаком, светильники, пряслица, рыболовные крючки – все эти находки говорили о высоком развитии культуры древних римлян и греков, на поселениях которых производились раскопки.

Работа велась на различных квадратах. Сначала расчищали квадрат, снимали поверхностный слой земли, потом начинали копать уже более осторожно, так как шел «культурный» слой, где могли встретиться интересные вещи. Если в каком-нибудь квадрате находили предмет, то все сбегались, чтобы посмотреть. А случалось и так, что целиком не удавалось извлечь из земли этот предмет, например, амфору, тогда мы по кусочкам осторожно вынимали ее из земли и на поверхности складывали, придавая ей надлежащий вид. Копая, мы углублялись метра на два, на три, пока не доходили до материкового слоя «полевки». Чтобы не повредить находку, прибегали к помощи ножа и щетки. Ножом осторожно окапывали, а щеткой зачищали.

Трудились мы с 6 до 10 часов утра, потом с 5 до 8 вечера. Все свободное время проводили у моря, которое всегда было разным: то спокойное, гладкое, как зеркало, когда нет ветра, то покрытое мелкой рябью при слабом ветерке, а когда поднимался сильный ветер, море глухо ухало о берег тяжелыми волнами.

   

Вечером все собирались у костра. На острове, кроме нас, работало четверо студентов-киевлян и двое ленинградцев. У костра обменивались песнями. Мы пели русские, киевляне – украинские, ленинградцы – свои студенческие, а потом пели все вместе. Костер постепенно угасал, и все замолкали, прислушиваясь к звукам темной южной ночи: трещали сверчки, тихо плескались волны, с материка доносилась музыка. Посидев немного, мы шли спать. А утром снова в шесть на работу.

Время, проведенное на работе, пролетело незаметно. Нам не хотелось уезжать с острова, который стал таким знакомым, близким. Не хотели расставаться с работой археологов, с морем, с лунными ночами. Надолго останутся в памяти впечатления об этой поездке, а так же горячая поддержка и помощь очаковских комсомольцев, их дружеское участие в устройстве нашей жизни на острове. Покидая очаковцев, мы договорились о том, чтобы все время поддерживать связь и из года в год наши студенты будут ездить на летние каникулы в те места. «Пусть это станет традицией», - говорили они нам на прощание.

Л.Архипова, И.Бутырина, 4 курс истфила
Газета «За педагогические кадры» Тульского госпединститута, 1962 г.

подг. Сергей Кузнец
газета «Очаківський тиждень» №113 от 07.11.21 г.