Остров Березань. 1912 г.




В августе 1912 г. на острове Березань Главное Инженерное Управление закончило строительство экспериментального объекта, который предназначался для обстрела тяжелой артиллерией и исследования последствий разрыва снарядов на постройках, составляющих элементы фортов и промежуточных позиций.

остров Березань. 1912 г.Гаубица Шнейдера

В центре Березани была сооружена крепость-мишень с лабиринтом блиндажей как артиллерийский полигон для испытания дальнобойной морской артиллерии. Так военное ведомство решило подвергнуть испытанию новые конструкции покрытий казематов, разработанные в 1909 г. На острове возвели комплекс построек с различного типа покрытиями. Одно сооружение - на 17 казематов, другое - кофр.

Березанское трио

В комплексе имелся коленчатый сквозник и фрагмент рва с двумя типами решёток и участком проволочного заграждения. В постройку в апреле-июле были вмонтированы броневые башни - скрывающаяся Сен-Шамон для 75-мм противоштурмовых пушек и Коккериль на два 150-мм орудия.

Башня Сен-Шамон, полностью разбито крепление кирасы

Башня зав. Коккериль на две 15-см гаубицы

Помимо этого - броневой наблюдательный пост системы полковника Голенкина и скрывающаяся установка для 3-дм. скорострельной пушки генерал-майора Фабрициуса.

остров Березань. 1912 г.10-футовый бруствер с вмонтированной скрывающейся установкой Фабрициуса

остров Березань. 1912 г.Вид на постройки

Общая сумма расходов на опыты была определена в огромной по тем временам сумме - свыше 1,5 млн. рублей. Работы начались в июле 1910 года, а к лету 1912 – го  опытная постройка была закончена. Непосредственно стрельбы производились в сентябре-октябре 1912 года.

Для организации и руководства опытами было образовано особое совещание в составе многочисленных представителей инженерного и артиллерийского ведомств, а также Генерального штаба.

остров Березань. 1912 г.Особое совещание

Руководство осуществлял лично генерал-инспектор артиллерии великий князь Сергей Михайлович. На опыты в качестве гостей были приглашены представители французской и бельгийской армий; от последней прибыл профессор инженерно-артиллерийской академии Дегиз, который в мировую войну был комендантом крепости Антверпен.

Собственно испытания заняли ровно месяц, с 10 сентября по 10 октября 1912 г.  Первые три дня стреляли башни - на дальность, меткость, скорострельность. Потом стреляли с ближайшей к острову Лагерной косы  по башням и постройкам на острове. Бомбардировка велась с расстояний 1860 саж. (из 6-дм. пушки в 200 пудов весом), 2180 саж. (из 11-дм. мортиры Шнейдера) и 3500 (из 6-дм. полевой гаубицы обр. 1910 г.).

гаубица Шнейдера

Дважды прерывались на пару дней для расчистки повреждений и фиксации результатов. Периодически проверяли работоспособность башен после попаданий. Башня Коккериль последний раз стреляла 20 сентября, Сен-Шамон продержалась почти до конца, последняя стрельба - 6 октября. Наибольший практический интерес представляла стрельба из гаубицы, имевшей 3 рода снарядов.

В результате опытов были получены числовые данные действия 11-дм. фугасных снарядов по покрытиям различных конструкций. С артиллерийской точки зрения, башни военных не удовлетворили.

В 1913 результаты были оформлены в отчёт и затем - в специальную временную инструкцию по возведению в крепостях казематированных сооружений. Инженерная часть отчёта составлялась лично помощником начальника ГИУ К. И. Величко.

Комиссия, рассмотрев результаты стрельб, пришла к заключению, что система. в общем, выдержала испытание стрельбой удовлетворительно. Результаты березанских опытов были обработаны и изданы в 1913 г., но еше с ноября 1912г. Инженерный комитет ГИУ на основании данных этих опытов стал разрабатывать новые конструкции казематированных построек и некоторые детали фортов, как раз проектировавшейся тогда к постройке крепости Гродно и для расширявшихся крепостей Новогеоргиевск, Брест-Литовск и Ковно.

Сергей Кузнец
Газета «Очаківський тиждень»
№59 от 12 апреля 2015 г.
Использованы материалы интернета