Записки «оптимистки»




Зима в этом году нас радовала обилием теплых солнечных дней. Не было массовой заболеваемости гриппом, как в прошлые годы. Многообещающей была и ранняя весна.

В музыкальной школе отгремели концерты и открытые родительские собрания, и мы были необыкновенно рады успехам наших учеников. Родители, даже неискушенные, услышали насколько выросли в профессиональном отношении их дети, повзрослели, поумнели, изменилось их мышление и отношение к музыке. И вдруг неожиданно… карантин. Мы были уверенны, что индивидуальные занятия разрешат. Но, увы, ситуация оказалась намного серьезней. Хорошо, что успели записать программы детей, подготовленных к областному конкурсу пианистов, который проходил дистанционно, и мы заняли 4 призовых места.

Первую неделю мы работали в школе впервые без детей: заполнили всю документацию, готовились к исполнительскому семинару и мн.др. Даже не представляли, каким длительным окажется карантин. Но понимали, что больше недели перерыва в занятиях быть не должно.

Первый день уроков в онлайн-режиме 23 марта – это был ужас! Как мы, дети и родители оценили друг друга и наши индивидуальные уроки, которые дают максимальное развитие творческой личности: мышления, концентрации внимания, творческой инициативы и, наконец, послушания и трудолюбия.

В Вайбере связь плохая, звук искажается, видимость прерывается, приходится по несколько раз объяснять одно и то же, следовательно, время урока увеличивается. Голова разрывается, голос садится. То, что можно было без слов сделать одним прикосновением руки и даже взглядом, теперь невозможно. А главное, дети не чувствуют мою любовь, поддержку и желание помочь, научить, вселить веру в свои силы. После шести уроков физические и моральные силы окончательно иссякли.

   

Но утром надо снова работать. И так каждый день. И неизвестно, сколько этот ужас продлится. Я беру себя в руки. Дети ни в чем не виноваты. Они должны чувствовать мою любовь и поддержку. Я должна еще более терпеливо объяснять каждую ноту, анализировать каждую фразу, гармонию, весь текст. Повторять сотню раз одно и то же, пока ученик не поймет. Искать новые формы работы, словом делать все, чтобы у ребенка получалось, и он двигался вперед. А главное – это спокойствие и чувство юмора, оптимизм, без которого невозможно победить.


Довгошеенко Даша


Фомин Илья


Довгошеенко Даша

Фомин Илья

Второй день удался! Дети поняли, что никуда не уйдут от работы и процесс пошел. Я делала то же самое, что и в школе, но терпением запаслась надолго, и дети это почувствовали. Я спокойно реагировала на плохую связь и часто с Вайбера и Вотсапа переходила на обычный телефон с громкой связью. Не было видео, но звук отчетливей и легче исправлять ошибки. Если они появлялись, я терпеливо возвращалась к игре отдельными руками и снова и снова разбирала нотный текст.

А вот с игровыми приемами оказалось сложней. Я направляю камеру на свои руки и показываю движения игрового аппарата. И радуюсь, что даже 1 класс научен читать ноты и владеет основными игровыми приемами. Конечно, после карантина придется многое исправлять, но без паники.


Бояр Юлия


Евдокимова Мария


Асламазян Диана


Евдокимова Мария

Асламазян Диана

Все уроки записываю в тетрадочку. Две уже исписала. Дети сами записывают в дневник домашние задания. Но оказалось, что это никому не нужно и пришлось заново заполнять новую форму отчетности. На авторскую программу сил не хватает и приходится ее писать в выходные дни.


Савич Илана

 
Савич Илана
 

Лишний раз убедилась, как в это время спасает классическая музыка. Улицы пусты, людей нет и звучит Эдвард Григ… В Италии музыканты даже умудрялись играть в камерном ансамбле, отгородившись друг от друга стеклянными перегородками. Можно и нам делать концерты онлайн или выставлять старые, а их такое огромное количество. Но, как сказал М. Казинник, концерт – это исполнитель плюс публика, а исполнение в пустом зале, что человеческий организм без одной части тела. Готовимся к «Антологии фортепианного концерта» сразу после карантина. Исполним концерты Л. Бетховена №1, №2, В. Моцарта №23 и современную музыку, а затем концерт Э. Грига и «Рапсодию в блюзовых тонах» Д. Гершвина. А времени на исполнительскую деятельность не хватает даже сейчас.


Долотов Андрей


Зятковская Маиза

 
Зятковская Маиза
 

Детям говорю, чтобы из любой ситуации умели извлекать пользу. Например, у меня не хватало времени на подбор по слуху и импровизацию. Теперь этим занимаюсь постоянно. Оказалось, что весь детский репертуар я знаю на память. А дети мне играют песни про каронавирус и делают другие творческие задания, вспоминают репертуар, читают с листа, подбирают по слуху, слушают музыку, больше читают, лучшие готовятся к сольным концертам. Но стараюсь их не перегружать, т.к. практически целый день они заняты общеобразовательной школой. Им тоже нужно восстанавливаться после работы онлайн.

Песня про коронавирус

У одной ученицы случилось ЧП – младший братик поломал электронный синтезатор. Нет возможности купить новый. Отсылаю ей задания по Вайберу, плюс куча заданий по сольфеджио и хору, есть чем заняться. Главное – сохранить желание и любовь к музыке! А вот за эту любовь огромное спасибо родителям! Теперь они присутствуют на каждом уроке. Помогают, чем могут: направляют камеру на клавиатуру, на ноты, сопереживают, поддерживают, подсказывают и учатся сами. До карантина такой возможности не было.
И хоть у меня рабочий день увеличился, но совесть моя чиста, что зарплату свою я заработала. Хотя муж считает, что нам нужно платить за вредность («напруженість у роботі»), он со стороны наблюдает все мои «мытарства».

А как, все-таки, хочется на островок без кароновируса!

Призываю коллег поделиться своим опытом и обсудить проблемы работы в онлайн-режиме.

С.А. Робулец,
преподаватель по классу фортепиано Очаковской музыкальной школы