Учитель учителей (Л.Н. Сукова)




Кажется, чем дольше и больше знаешь человека, тем легче о нем рассказать, правда? А вот не тут-то было! Я знаю Любовь Николаевну Сукову  давно, больше 40 лет, а рассказывать о ней очень непросто. Настолько многогранна эта женщина, столько сочетается в ней абсолютно несочетаемого, так много о ней можно говорить, что поневоле станешь в тупик: а что главное в характере нашего директора (ни в коем случае не бывшего)? Почему даже те, с кем у нее складывались довольно непростые отношения, никогда ни единого слова осуждения по ее адресу не высказали? Почему ее ученики (все без исключения) вспоминают о ней только  хорошее?

Я не хочу сейчас останавливаться на биографии Любови Николаевны, хотя она у нее богатейшая и интереснейшая. Это успешно сделает наше управление социальной защиты.  Пользуясь случаем, хочу высказать большую благодарность его работникам и городской газете за прекрасный проект «Поздравляем девяностолетних». Не сомневаюсь, что и нашу сегодняшнюю юбиляршу ожидает и поздравление, и чудесный рассказ о ее жизни. А я по поручению своих коллег расскажу немного о другом. О том, как поступки человека, а особенно руководителя, влияют на тех, кто находится рядом с ним, о том, как в школе №3 сформировался очень крепкий, профессиональный и дружный коллектив, объединивший учителей, учеников и их родителей.

Как ни странно, начну с не очень приятного случая. Одну из наших коллег родители обвинили в рукоприкладстве по отношению к их сыну. Обвинение не подтвердилось, но во время разбора этого инцидента Любовь Николаевна спросила ученика: «А почему же ты не пожаловался, когда я влепила тебе подзатыльник за откровенное хамство?» Тот мгновенно ответил: «Так вы же справедливо!»

Наверное, в этом и секрет – в постоянной верности своим принципам, а справедливость и объективность в сочетании с энергией и жизнелюбием – это, пожалуй, главные черты нашего директора.

Старшее поколение, безусловно, помнит то время, когда Коммунистическая партия была руководящей и направляющей силой всей нашей жизни. Так вот, в школе №3 был единственный беспартийный директор. Единственный, наверное, на всю область, если не больше. И в течение почти тридцати лет Любовь Николаевна упорно держала оборону, отбиваясь от о-о-очень настойчивых предложений райкома партии, больше похожих на приказ, о немедленном вступлении в партию. Как это возможно: директор школы – и вдруг беспартийный?! Да еще и лучшая подруга – секретарь парторганизации этой же школы! А вот и возможно, если этот директор – Сукова! До сих пор помню, как на партсобрание выносился вопрос о подготовке школы к зиме, а Любовь Николаевна злилась: «Да заклеим мы все окна, примете вы это решение или нет!»

Вопрос  учителям: вам приходилось когда-то извиняться перед своим учеником? Как-то у Любови Николаевны состоялся очень неприятный разговор с одной из старшеклассниц. Та выскочила из директорского кабинета вся в слезах, но никому ничего не рассказывала, даже подругам. А  через месяц ми проводили литературный вечер, и эта девушка спела  романс на стихи Шекспира. Спела прекрасно. И Любовь Николаевна после аплодисментов встала и сказала: «Таня, я не знала, что ты так чудесно умеешь петь. Человек, который так может петь, просто не способен на дурные поступки. Поэтому я прошу у тебя прощения за свою несдержанность и те резкие слова, которые ты недавно от меня услышала. Ты понимаешь, о чем я.» Никто из нас не понял, о чем речь, знали только они двое.

Мы все знали, что Любовь Николаевна никогда не будет за глаза осуждать человека, если нужно, всё будет сказано ему в глаза. Но и защитить любого своего коллегу от проблем тоже считала делом чести. В моей профессиональной биографии было многое, в том числе и строгий выговор. Я считала, что несправедливый. Наш директор тоже так считала. В итоге я о своем выговоре по линии районо узнала случайно, уже через несколько месяцев, а за что тогда получила такой же выговор и Сукова,  не знаю до сих пор.

В традициях нашей школы было ежевесеннее проведение военно-спортивной игры «Зарница». Две армии – «синие» и «зеленые» сходились в бескомпромиссном поединке за славное знамя, которое доблестно охранял наш уважаемый директор. Когда в конце сражения мы «раскапывали» эту сине-зеленую кучу-малу наших учеников, то хранитель знамени неизбежно оказывался в самом ее центре, уставший, но неизменно довольный.

Много-много я могу рассказывать о высочайшем профессионализме нашего директора. Учитель математики, она могла дать прекраснейший анализ любого урока, посоветовать много толкового любому учителю, достойно оценить достижения и педагогические победы коллег, прощала многое (и учителям, и ученикам), но никогда не прощала подлости, откровенного вранья, хамства. Не знаю, как так получалось, но в ее присутствии никогда не звучали даже отголоски сплетен или просто осуждения других за глаза. А лучшей и наивысшей похвалой от нее всегда было: «Этому учителю я бы отдала своего внука».

Возраст сейчас у нашей Любови Николаевны, что и говорить, солидный. Почтенный и почетный. Но неуёмной энергией этой женщины мы все, ее коллеги, неизменно восхищаемся. И по-доброму завидуем. Почти двадцать лет назад оставив свой пост, она по-прежнему является нашим постоянным, неизменным, уважаемым и любимым директором.

Все наши профессиональные и семейные новости  стекаются к ней и уже от нее распределяются по нужным адресам. Инициативы, рождающиеся в ее голове, мы стараемся воплощать в жизнь все вместе. Иногда ворчим, ссылаемся на нехватку времени и в то же время радуемся, что в нашей жизни случился этот прекрасный человек.

С днем рождения, дорогая наша Любовь Николаевна! Я с полным правом могла бы назвать эту статью «Объяснение в любви», и это было бы абсолютной правдой. Но знаю точно: без Вас не было бы меня как учителя. Такую же роль вы сыграли в судьбе почти каждого, кому посчастливилось с Вами работать. Поэтому почетное звание «Учитель учителей» по праву Ваше!

По поручению учителей школы №3
Лариса Магу