Легальный туризм на Кинбурнской косе




Для Национального парка «Белобережье Святослава» насупил переломный момент. Спустя годы в Министерстве экологии и природных ресурсов Украины парку наконец-то согласовали проект зонирования, который поможет сохранению уникальной природы Кинбурнской косы, а также развитию туризма.

По словам директора Национального парка Юрия Козловского, из 35 223,15 га парка (в том числе 25 тысяч га водной акватории), к заповедной зоне на суше отнесены 1 652 га, к зоне регулируемой рекреации – 6 092 га, к зоне стационарной рекреации – 3 га и к хозяйственной зоне – 2474 га.

Сейчас трудно сказать, будет ли так бережно оберегаться природа косы, но уже стоит задуматься над тем, какая часть парка отводится под заповедную и «туристическую» зоны. Уже сейчас видно, что большую часть земли парк относит к зоне регулируемой рекреации, где и будут размещаться места для туристов, но где эти территории будут находиться, и не повлияют ли они на уникальных краснокнижных животных и растений можно будет судить по самому плану и выводам специалистов.

Туризм на косе планируют сделать прозрачным и легальным

В своем материале я бы хотела больше затронуть туристическую сторону вопроса. Ранее уже сообщалось, что научно-технический совет рассмотрел вопросы использования рекреационных зон и утвердил порядок определения субъектов хозяйствования, которые будут осуществлять деятельность на рекреационных пунктах в пределах Национального природного парка «Белобережье Святослава».

Я пообщалась с директором Национального парка, который и рассказал о том, что собой предполагает этот документ. По словам Юрия Козловского, в самой зоне регулируемой рекреации уже определены 5 пунктов общей площадью 10 га, которые отводятся исключительно для отдыха в палатках.

«Это зона регулируемой рекреации, это довольно-таки большие участки на территории вдоль моря, стрелка. И в границах этой зоны будут рекреационные пункты, но они будут небольшие по своей площади. Для того чтобы не растягивать по всей косе эти палатки, мы определили 5 зон, площадью до 2 га каждая, и у них будут свои границы и за их пределами ни одной палатки быть не должно. Если люди прибыли на стрелку и хотят находиться в палатках, то пожалуйста берите палатку и идите в рекреационный пункт, мы им покажем, где этот пункт», — рассказал Козловский.

В то же время парк обещает предусмотреть и места для однодневного отдыха туристов. В основном однодневный отдых будет разрешен на Кинбурнской косе, где ранее «Нибулон» соорудил причал и пустил регулярные маршруты на ракетах.

«А если они хотят покупаться и вечером вернуться в Очаков или Николаев, то это без палаток. Будут там навесы от солнца, раздевалки. Этот отдых не предусматривает размещение палаток», — отметил Козловский.

Только туроператоры и никаких «Кинбурн кемпов»

Как уже упоминалось, научно-технический совет 15 марта провел свое первое заседание, на котором определил, как и кто будет развивать туристический бизнес в парке. Вскоре должна быть создана конкурсная комиссия в количестве 9 человек, которая будет определять победителей. В состав конкурсной комиссии войдут представители местной власти, сельской громады, ученые, землепользователи и представители парка. Обещают не забыть и общественность, представители которой смогут присутствовать на заседаниях комиссии. К самому конкурсу будут допускаться только юридические лица, у которых есть право на осуществление туроператорской деятельности и которые имеют опыт работы не менее 5 лет.

«Есть такая концепция, что будет создано 5 рекреационных пунктов, где будут размещены палатки для отдыха людей. Наша задача определить субъекта туристической деятельности, который будет этим заниматься, и это будет определяться комиссионно. Было утверждено положение по комиссии и по конкурсу. В документе описываются требования к обустройству рекреационного участка, требования к участнику конкурса, какую он должен иметь квалификацию, документы. Нам нужно определить предпринимателя, который на максимально высоком уровне сможет обеспечить предоставление отдыха», — уверен директор Нацпарка.

По мнению Козловского, привлечение именно туроператоров позволит обеспечить не только высокий уровень предоставления услуг, ответственности.

«В первую очередь, предприниматель должен быть субъектом туристической деятельности, то есть туроператором, не просто записал свою уставную деятельность. Для того, чтобы был высокий уровень ответственности. Вопрос не только в том, чтобы убрать мусор, но и в том, кто будет отвечать за здоровье людей, за их безопасность. Там должны быть и санитарные нормы и инструктаж. К сожалению, получалось, что такого рода «кустарный» отдых и никаких особых требований не предъявлялось для тех, кто брал с людей деньги. Задача – вывести это на нормальный уровень. Понятно, что это приведет к удорожанию стоимости самого отдыха, но, к сожалению, другого пути нет. Если мы хотим косу сохранить, то люди должны будут платить за эти услуги», — уверен директор парка.

Условия для туроператоров

Стоит отметить, что конкурс будет проводиться на все 5 пунктов сразу, куда зайдет только один туроператор. Далее ему будет предоставлена возможность или самому осуществлять деятельность, или работать по субподряду. Не менее важным моментом являются и условия, на которых будут работать туроператоры. Так, в самом документе прописано, что договора будут заключаться на срок от 1 до 5 лет. По мнению директора парка, срок договора должен быть не менее3 лет, так как предпринимателю нужна гарантия, что выиграв конкурс, он сможет развивать свой бизнес не один год. От самих туроператоров заработает и Национальный парк, которому будет отсчитываться определенный процент от количества палаток и туристов.

«Мы считаем, что это должен быть один (туроператор – ред.), который будет распределять или своими силами, или будет заключать субдоговора. Наша логика такая: все должно быть максимально упрощено и в то же время должно быть понятно, кто отвечает. А не так, что это проблемы парка. Есть горький опыт, когда возникали по разным причинам стихийные лагеря, кто-то с нами заключил договор, кто-то с лесхозом, то есть полный хаос и отсутствие конкретного человека, который несет за это ответственность», — подчеркнул Козловский.

В то же время научно-технический совет планирует ежегодно пересматривать место размещения рекреационных пунктов в зависимости от состояния природы. Также парк оставляет за собой право расторгнуть договор, если туроператор нарушит какие-то условия.

«Предприниматель будет все равно вкладывать деньги, нужно будет создавать определенную сезонную инфраструктуру. Задача такая, чтобы по осени ничего не осталось, то есть должно быть минимальное влияние на природу. Люди приехали, палатки поставили, сезон закончился, и все убирается. Мы каждый год на заседании НТС будем пересматривать места расположения рекреационных пунктов и их емкость, учитывая результаты прошлого года. Если там окажется, что природа пострадала в этом месте, то в следующем году будем оттуда переходить в какое-то другое место и давать природе возможность восстанавливается…А если они (предприниматели – ред.) соблюдали (правила – ред.), но мы видим, что место вытаптывается, то мы говорим, что в следующем году будет другое место. По количеству людей, если мы определим, что там должно быть 50 палаток, и мы увидим, что это много, тогда мы будем говорить, что в следующем году 30 палаток и не больше», — подчеркнул директор Нацпарка.

«За мусор должны отвечать те, кто зарабатывает деньги от эксплуатации природы Кинбурнской косы»

Одним из самых болезненных вопросов остается проблема мусора. Из года в год эта проблема мусолится, а пути ее решения так и не найдены.Теперь, по новому положению, обязанность следить за мусором отдыхающих ляжет на туроператоров.

«Учитывая, что у нас места расположения палаток были основным очагом мусора, это все должно быть возложено на плечи предпринимателя, который выиграет конкурс. Он должен будет планировать статью расходов – стоимость оплаты и утилизация отходов. Он должен заключать договора с коммунальными предприятиями и тому подобное. Эти условия для них жесткие, но по-другому мы не сможем уберечь территорию», — отметил Козловский.

В свете событий у местной власти Покровского сельского совета, который граничит с Нацпарком, появилась возможность заработать. Уже не единожды говорилось, что без создания КП по вывозу мусора, проблему не решить. На данный момент только часть отходов вывозится, в основном их просто закапывают.

Создав свое предприятие, Покровский сельский совет смог бы заключать договора с предпринимателями, пополняя свой бюджет. У самого главы сельсовета Григория Агафонова узнать о планах на будущее оказалось невозможным, так как он отказывается давать какие-либо комментарии в телефонном режиме. Остается только надеется, что они не упустят своего шанса, и громада только выиграет от развития туризма на косе.

В Национальном парке разрешено строить, но не везде

Кроме зоны регулируемой рекреации, Планом зонирования определены и другие. Одним из спорных моментов в плане зонирования была зона стационарной рекреации, где разрешается проводить строительство. В нынешнем документе указано, что этой зоне выделено 3 га. Как объяснил Козловский, эти земли будут использоваться исключительно для хозпостроек.

«Был спорный блок – зона стационарной рекреации. В результате многих споров и совещаний мы пришли к тому, что все зоны стационарной рекреации убраны, то есть нигде нельзя будет строить базы отдыха. Единственное место отведено под стационарную рекреацию только для обеспечения функций Национального парка. Мы там можем построить опорный пункт для инспекции и тому подобное. Эта территория недалеко от морского причала – около 3 га»,- отметил Козловский.

А вот для чего отводится 2 тысячи 474 га для хозяйственной зоны, пока остается под вопросом, так как сам директор парка не знает, что это будет. По словам Козловского, хозяйственная зона относится больше к госпредприятию «Очаковский лесхоз».

«По закону она (территория – ред.) предусматривается для ведения хозяйственной деятельности по обслуживанию Национального парка. В хозяйственной зоне разрешается деятельность, которая не противоречит требованиям охраны территории, если там велась традиционная деятельность, это относиться в основном к лесхозу, так как большая часть земель – это лесхоз. Там можно будет размещать и строить объекты по обслуживанию Национального парка, но мы не планируем там никаких строительств», — попробовал объяснить Козловский.

Если говорить в общем о будущем Кинбурнской косы, то «запуская» туристов стоит в первую очередь задуматься о сохранении живой природы. Нужно тщательно проанализировать План зонирования, так как создается впечатление, что парк сделал больше уклон на хозяйственную деятельность и на развитие бизнеса, а заповедной зоне, которая занимает совсем мало места, уделяется меньше внимания. Кроме того очень важно правильно рассчитать рекреационную нагрузку на территорию парка, так как огромный наплыв туристов может пагубно сказаться на природе парка.

Источник: Мой город