Булыжные мостовые Очакова




Булыжными называют мостовые, устраиваемые из мелкого валунного камня – “кругляка” (или булыжника в его естественном виде) или крупного грубо колотого камня, называемого шашкою.

Прогуливаясь по городу не раз за свою жизнь приходилось видеть типичную картину как рабочие, прокладывая очередную коммуникацию, нарушают старую булыжную мостовую. Различные работы, требующие проведения земельных работ, проходят  часто и, что странно, никто мостовую не возвращает на место. Жаль, конечно, ведь с каждым годом мы теряем частичку истории города и надежду на то, что в один прекрасный момент хотя бы фрагмент какой-то очаковской улицы  покроют тем еще, старым булыжником.

Очаков. Площадь перед Собором
Площадь перед Собором

А ведь история появления в Очакове этих каменных свидетелей эпохи по-своему интересна. Появление булыжных мостовых в Очакове можно условно разделить на три этапа.

Первый этап: дореволюционный.

В конце 19-го века очаковцы стали задумываться о благоустройстве своего города. Идея принадлежала городскому голове Ефиму Андреевичу Калиниченко. Он же и начал ее воплощать в жизнь.

Для создания улиц и проезжей части  в Очакове использовался булыжник.

Булы́жник, булыжный камень (устаревшее — булыга от общеславянского bula — шишка, желвак, ком) — относительно небольшой (12-28 см) валун округлой формы, разновидность бутового камня. Грубообработанный каменный материал. Применяется для мощения мостовых

Такая мостовая была прочной, а для выкладки  дороги  не требовалось дополнительных материалов. Мостовые из булыжника не особо отличались высоким качеством выкладки. Зачастую камни были разных форм и размеров. В зависимости от назначения улицы использовали более или менее крупный камень. Выбирали для поверхности более уплощенную часть каждого камня.


Улица Шевченко

 
Улица Шевченко
 

 

24 февраля 1898 г. на очередных сборах Очаковской городской думы было прийнято решение разрешить Российскому Обществу Пароходства и Торговли построить в Очакове каботажную пристань. За несколько лет порт был построен (на месте современного военного порта) и уже в начале следующего столетия подъездную дорогу к нему выложили булыжником (спуск Самойлова). Процесс, как говорится, пошел. Первой была вымощена мостовая главной улицы Очакова - Потемкинской (ныне Ленина). История сохранила этот процесс на фотографии 100-летней давности.

Так же центральной можно было считать и улицу Бригадира Горича (Шмидта), которая так же одной из первых была замощена.

Очаков. угол улиц Ленина и Шмидта
Строительство булыжной мостовой по ул. Ленина и Шмидта


Улица Ленина, угол ул.Суворова

 
Улица Ленина, угол ул.Суворова
 

Городской голова во время своего правления еще успел замостить булыжником главное торговое место Очакова – рыночную площадь.


ул. Луначарского (у Дельфина)

 
ул. Луначарского (у Дельфина)
 

До революции  все центральные улицы Очакова были замощены булыжником. Потемкинскую (Ленина), Горича (Шмидта), Румянцевскую (Шкрептиенко), Долгоруковскую (Энгельса) вымостили серым булыжником.

   

Наш город, как известно на камень не богат. Камень был привозной. А вот для некоторых улиц использовали известняк из местных карьеров, который в верхних слоях был достаточно прочным. Это Миниховская (Луначарского) и Репнинская (Мира) улицы, а так же Базарная площадь.


Улица Мира

Очаков. улица Шмидта угол проспекта 50 лет Октября
Улица Шмидта угол проспекта 50 лет Октября

Их и сейчас еще можно отличить по желтоватому цвету мостовой, которая упрямо проявляется сквозь современный асфальт.

Второй этап: довоенный.  

После революции новой власти было не до дорожного покрытия. Пользовались всем, что осталось от прежней власти. Только в 30-х годах после постройки нового порта на Слободке уложили булыжник в спуск.

   

Третий этап: послевоенный.

По плану работ 1948 г. во втором квартале запланировано было заново замостить ул Шкрептиенко (б. Румянцевскую), а так же положить мостовую и  на других улицах.  Но как писала газета «Коллективист Очаковщины» «в апреле еще ничего не начали».

Очаков. улица Шкрептиенко
Улица Шкрептиенко

В 50-х начали перелаживать спуск в порт на Слободке, который сильно пострадал в период войны. Улицу Госпитальную (Курортная) от спуска в порт  до церкви начали замащивать с начала 50-х г. В то же время переложили и продолжили укладку мостовой по улице Перельмана (Мира), а так же на  улицах Карла Либкнехта (50 лет Октября). Свердлова, Горького, Суворова, Бебеля.


Улица Горокого


Улица Мира

Начало улицы Свердлова

В этот период булыжная мостовая прошла через Слободку: от спуска в порт до ул. Суворова.


Приморский спуск

Прошедшая война, увеличение автотранспорта, несвоевременный ремонт, а главное - нарушение мостовой при прокладках коммуникаций привели дорожное покрытие города в аварийное состояние. Восстанавливать мостовые никто не спешил, да и мастера перевелись. Пришло время новых материалов и технологий. Булыжная мостовая постепенно стала вытесняться асфальтобетонным покрытием. Первыми в Очакове в 1962 г. были почти полностью заасфальтированы улицы Ленина и Энгельса. Просто положили асфальт сверху брусчатки.

   

Начало Чижиковской балки. Дорога к ОМИС  (Отдел морской инженерной службы). Мостовую положили там в послевоенное время.

Повидала очаковская брусчатка многое. По ней гуляли гимназисты, скакали извозчики на бричках и городовые верхом.

Шли политические демонстрации, революционеры всех мастей и калибров, позже ходили интервенты и армии всех цветов.

Наконец, по ней много лет ходили демонстрации местного пролетариата.

Очаков. демонстрация 1 мая

Осталось лишь несколько мест в Очакове, где еще можно пройтись по настоящей булыжной мостовой - в маленьком переулке, соединяющем улицы Горького и Ленина недалеко от военного порта она сохранилась в достаточно хорошем состоянии..

Спешите пройтись по этим камням, возможно, скоро и эти места покроют слоем асфальта (в лучшем случае).

С.Кузнец
фото из архивов ОВИМ им. А.В.Суворова,
Павлыгина, Торкаенко, Коломоец и автора

P.S. Если какой-нибудь большой город и мог бы безболезненно расстаться с парой сотен штук старого камня, то для нашего маленького Очакова, где от прошлого остается все меньше и меньше воспоминаний, это огромная потеря. В городе не осталось ни одной улицы с целой булыжной мостовой. И боюсь, что скоро не останется вовсе ни одной.