Очаковские рассказы




Рыба, базар, футбол - какая связь в этих трех словах. В детстве как и все мальчишки я увлекался футболом. Мячи в те времена были шнурованные, а обуви спортивной и в помине никакой не было. Приходилось играть в футбол босиком, на что я не сильно жаловался, привык, потому что сама игра увлекала и я забывал обо всех болевых ощущениях. В один из вечеров мама сказала, что завтра рано утром я поеду с ней в город Николаев на большой рынок как помощник продавать соленую скумбрию. На следующий день еще затемно мы с тяжеленными сумками добрались пешком до городского автовокзала  - ни о каком такси тогда никто не знал.


Старый автовокзал по ул. Шкрептиенко (Старокрепостная)

Меня посадили в старенький автобус на место у окна, а вниз под сиденье сумки с рыбой. Мама мне шепнула на ухо – если спросят чьи сумки говори не знаю, а сама вышла и стоя рядом с автобусом смотрела на меня через окно. В то время это называлось спекуляцией, и милиция строго контролировали ситуацию с нетрудовыми доходами. Но в то утро нас пронесло, и мы спокойно добрались до Большого города. Только при въезде долго ждали очереди, чтобы по понтонному мосту пересечь реку и въехать в сам город. Базар встретил нас людским гомоном и беспрестанным движением рабочего класса в поисках выгодно купить пропитание для себя. Пока мама решала вопрос с торговым местом я охранял сумки. Потом она появилась откуда то из толпы и сказала, что нам повезло - одна знакомая уже распродала весь товар и мы станем на ее место.

Торговля шла бойко. Но меня в тот момент интересовал только один вопрос – где купить китайские кеды. Стоял возле прилавка и все не мог придумать под каким предлогом выпросить денег у матери. Я знал, что кеды дорого стоили, а скумбрию продавали по 10 копеек за штуку - вот тебе и математика. Одна рыбина весила 500 грамм.

Я завел разговор, что скоро осень и нужно покупать одежду для школы, а для физкультуры учитель требует, чтобы все были в кедах. Она посмотрела на меня теплым согревающим взглядом, молча вынула откуда-то из под лифчика свернутые в трубочку деньги и сунула мне в руку. Полазив по рынку я нашел магазин обуви. И вот настоящие китайские кеды стояли передо мной - целый прилавок. Через минуту я гордо шагал по рынку, а через плечо на шнурках свисали пахнущие резиной кеды для футбола.

Если бы мама знала, что через три месяца придется покупать опять китайские кеды уже точно для физкультуры. Купленные кеды выдержали два месяца моих интенсивных тренировок.

В футбол я играл везде – в школе, дома, на улице, на стадионе, на пляже. А просто собирались шесть-восемь пацанов, ставили ворота из всего, что попадалось под руки и импровизированное поле было готово. Мне нравилось обводить соперника. Когда я обводил кого-то из защитников, то не забивал гол, а возвращался чтобы обмотать еще раз. Это очень злило противников и они уже по двое нападали на меня. Намеренно отступал назад с мячом растягивая их по полю, а затем легко обводил по одному. Искал соперников постарше и однажды узнал, что на стадионе после школы собираются пацаны с Низовки  и играют в футбол. В сентябре месяце стояли теплые безветренные вечера и было еще тепло по летнему. В тот день на стадионе действительно собралась разношерстная компания.

Ребята были не одного возраста, кто постарше и мускулистей, кто худой и высокий, а кто-то маленький - все были одеты кто в чем попало, но были двое даже одетых по вратарски.


фото Игумнов В.И.

Войдя в круг спросил можно ли сыграть с ними, кто-то сказал - становись за ту команду. Определенного места у меня на поле не оказалось и я решил стать ближе к центру между защитой и нападением. Игра началась, и тут я попал в свою стихию забыв обо всем на свете, все передвигались в хаотичном порядке не придерживаясь какой либо схемы. Я тоже как метеор метался по всему полю перехватывая мяч, тем самым внося напряжение на противника. Поле было большое и противоборствующая сторона начала выяснять отношения куда кому бежать, а потом они совсем остановились доигрывая как попало. Игра закончилась в нашу пользу, но мое настроение было испорчено поскольку я только вошел в интерес игры, и полет моей большой футбольной мысли (так я думал в то время) был остановлен преждевременно. Всей гурьбой мы поднимались по дороге в город. Тут один долговязый начал задираться ко мне несколько раз толкнув. В то время я еще не знал как отвечать на такие провокации и отошел в сторону следуя за толпой. Путь пролегал через овраг - такой глубокий, что кроны деревьев растущие в нем равнялись по самой высокой стороне оврага. В глубине все остановились и неожиданно я и тот долговязый оказались в центре круга. Он толкнул меня явно ожидая что я отвечу ему. Стоящий передо мной парень был выше меня на пол головы, на его теле проглядывались мускулы. Сделав шаг назад, я вдруг понял что его длинные руки достанут меня всюду куда бы я не отступил. У меня внизу живота, а потом и по всему телу, пробежала резкая противная дрожь - я почувствовал себя маленьким и слабым. Вдруг я подумал, что надо держаться ближе к его горлу, и если что, вцепиться в него руками. А когда он свалит меня, придется упасть вместе с ним на землю, то все равно не отпущу руки. Долговязый нанес удар, но я уклонился приблизившись к нему. Мы оба махали руками стараясь попасть друг в друга. Я почувствовал свинцовую тяжесть в плечах и тяжело задышал - не хватало воздуха. На мгновение посмотрев ему в глаза я не увидел в них злости, а скорей какую-то спокойную неуверенность. Это заставило превозмогая усталость пойти в атаку, но он легко отбивался. Тут кто-то глухо как издалека крикнул - ну хорош, давай по домам. Долговязый остановился, тут же все собрались в толпу и двинулись вгору оврага по узкой тропе.

Уже потом позже я подружился с тем долговязым парнем и мы никогда не вспоминали ту драку. На следующий день я пошел во Дворец пионеров и записался играть на «Кожаный мяч» за команду «Стрела».

Николай Савич
Газета «Очаківський тиждень» №84 от 17.11.18 г.
Фотографии из архивов В.Игумнова и В.Кравченко