Кинбурнская коса. 240 лет назад




Для большинства жителей Очаковщины Кинбурнская коса - прекрасное место отдыха, где хорошие пляжи, сосновые леса, чистый свежий воздух. И всем известно, что Кинбурнская коса - песчаный полуостров с тремя населенными пунктами. Это села Васильевка, Покровка, Покровское.

Но было так не всегда: 250 лет назад коса была одним из санджаков (административная единица в Османской империи) Оттоманской Порты. Турки владели крепостью Кинбурн с прилегающими землями.

А какой же она была, наша родная коса в 1774 году? Восстановить картину тех времен нам поможет уникальный документ, найденный работниками Николаевского краеведческого музея «Топографическое описание доставшимся по мирному трактату отъ Отоманськой Порты во владение Российськой Империи землям, 1774 года», автор которого инженер-подполковник Томилов. Документ находился до 1868 года в Елизаветградской земской уездной управе и был передан председателем этой управы П. А. Зеленым Одесскому товариществу любителей истории. С его содержанием я бы хотела познакомить наших читателей.

10 июля 1774 года был подписан между Российской и Османской империями Кючук-Кайнарджийский мирный договор, согласно которому Оттоманская Порта должна была передать России крепость Кинбурн вместе с прилегающей территорией. Эта передача состоялась 3 февраля 1775 года.

Инженер-подполковник Томилов так описал это событие: «В присутствии уполномоченных господ комиссаров с русской стороны генерал-майора Кохиуса, а с турецкой стороны Шериф-Мемет-ефендия к Кинбурну февраля 3-го дня 1775 года при самом входе в этот замок, предписанный Шериф-Мемет-ефендий в воротах отдал ключи отмеченному генерал-майору Кохиусу, передавая при этом и сам замок в Русское владение, который должен был занят караулами от русских войск».

После этой церемонии отмеченные лица осуществили объезд земель, которые подлежали передаче, и определили границы между двумя государствами, о чем был заключен соответствующий Акт (инструмент) 4 апреля 1775 года.

В акте отмечено: «Крепость Кинбурн лежит в устье Днепра, на самом узком мысе с названием Килбурун, напротив него Очаков на 30 градусов от N к О на расстоянии лиманом около 6 верст (6,5 км), около 46 градусов и 30 минут северной широты, с одной стороны воды Лимана, с другой Черного моря, ширина земли под крепостью - 150 сажень (300 м). Само устье Днепра от Крепости находится на расстоянии 2,5 версты (около 3 км).

Кинбурн построен около 1702 года ради того, чтобы не допускать судна из Лимана в Черное море. На строительство крепости завозили каменную ломку из Поповой балки на Буге.

В 1736 году она была захвачена русскими войсками и разрушена, восстановлена в 1740 году и увеличена в размерах, ее самая большая сторона 55 саженей (110 м), а самая маленькая - 40 саженей (80 м). Расположена неправильным четырехугольником, периметр извне 236 саженей (470 м), вместо бастионов по углам 4 батареи, ворота одни, к Очаковской стороне - калитка - одна.

Кинбурнская крепость

План крепости времен турецкого владения и план блок-форта, построенного вместо турецкого.

Для ведения выстрелов предусмотрено 5 окон-бойниц. Пушек было 26, все медные, длинные, но перед передачей они были вывезены в Очаков. На расстоянии 30 саженей (60 м) от крепости в 1762 году крымским ханом Крым-Гиреем начато строительство двух бастионов со рвом, которые были соединены ломаной куртиной, но вскоре указанием из Стамбула строительство было запрещено, хотя строительные работы почти были завершены.

Сооружения были построены капитально из тесаного камня на извести, высотой до 4,5 м.

--- Читайте также: ---

История Кинбурнской крепости

 

Кроме крепости российская сторона получила:
мечеть каменную со сводами -1;
магазины каменные, крытые черепицей - 3;
сараи каменные, крытые камышом - 2;
домов и мазанок - 17, 3 из них покрыты черепицей, другие досками, сверху обмазанные глиной.

Около крепости в форштадте (поселении) 14 домов, все низенькие, полуразрушенные и к жилью непригодные.

Колодцев: у замка - 2; у форштадта - 5, но воду из них можно употреблять лишь в тихую погоду, потому что во время ветра из моря вода в них становится соленой и для питья непригодной. На расстоянии 5 верст от крепости есть колодец-родник.

Около этого родника татары кочевали, они и выкопали колодец, стены оградили и камнем обложили, также сделали жолоб для выпуска воды, чтобы она не застаивалась.

Жители крепости - янычары; во время военных действий их насчитывалось до 200 человек, а в мирное время - не более 50.

В форштадте проживали татары «бешлеи», которые держали скот и пахали землю, выращивали на бахчах арбузы, дыни, кабаки, капусту, огурцы. Другие овощи не выращивали. До 1750 года на бахчах хорошо рос виноград и фруктовые деревья. В тот год во время сильного шторма вода с моря поднялась на 8 футов (выше 2 м) и затопила всю прилегающую к крепости территорию. Во время потопа все деревья были вырваны с корнями и их вынесло в море. (Подобное повторилось на косе 4 декабря 2012 года).

Татарами управлял паша, но под руководством Очаковского паши они не находились. Кроме постоянных обитателей - татар в форштадте по всей территории Кинбурнского округа кочевали татары, которые строили временные курени.

Для содержания форпостов вокруг крепости в 1736 году запоржцами были построены землянки. И сейчас запорожские казаки там проживают, занимаются рыболовством, разводят скот: коров, лошадей, коз, волов, больше всего овец; из птицы - гуси и куры. Это поселение Колпаковка - 75 домов и землянок. Название дано по имени полковника Афанасия Федоровича Колпака. Другое казацкое поселение Костивка - в ней 3 землянки. Около Колпаковки пахотные земли, на полях сеют пшеницу и просо. Грунт - сыпучий песок, только возле границы есть земли, удобные для выращивания пшеницы.

50 лугов для сенокосов между озерами и кучугурами дают урожайность сена, позволяющую прокормить 1500 лошадей. Берега Черного моря и Лимана имеют мели, заросшие камышом и тростником, которые местные называют «очеретом». Особенно с Лимана весь берег и острова заросли камышом, потому никаких причалов вдоль берега нету. Между Днепром и Збурьевским кутом вода разливается проливами в речку Конскую, делает разные острова, которые во время наводнения полностью затапливаются.

Кинбурнская коса

Соленых озер между кучугурами большое количество, только все малые и не во всех каждый год соль садится. Соли рождается в них не больше вершка, потому чистой соль собрать невозможно, из-за этого она имеет сероватый цвет,  хотя по качеству такая же, как крымская. Собирали соль от берега Черного моря до половины ширины косы из Очакова турки, а от Лимана - запорожские казаки.

Добыча соли на Кинбурнской косе

Ширина мыса между Лиманом и Черным морем, где выбирают соль, не более чем 5 верст (приблизительно 5,5 км). Турки с моря подходят на судах, становятся от берега в 3 - 4 верстах, а для погрузки малые лодки отправляют к берегу, но и те из-за мели не доходят до берега метров 100, поэтому соль по воде носили в мешках. Запорожцы же перевозят соль лодками на правый берег Днепра ближе к Станиславому мысу и солонцам, иногда и в Сечь, куда приезжают из Польши купцы, меняют соль на товары или на вино. Покупают ее также малороссы из Елизаветградской провинции.

В 1774 году соль выбирали из 78 озер, и было вывезено 1000 воловьих телег. Лесов в округе нет, лишь лозняк березовый, ольха, яблони, груши дикие, ивняк, верба, терновник кустами. На острове ольхи мелкой много. Из трав по полям встречаются пырей, ковыль, осока. На побережье и на равнинах - щавель, чернобыльник, чебрец, пижма, кропива, репейник, лобода, вязник, хрен, цикорий; между песками и около озер камыш. По берегам островов очень много земляных орехов.

Рыбу ловят в Лимане запорожские казаки, которые имеют по берегу Лимана и на островах в устье Днепра на его левом берегу пристанищ (или заводов) 5, а летом в разных местах те промыслы увеличиваются. Турки, которые хозяйничали по соседству, никогда не мешали запорожцам в рыбном промысле, а в мирные часы даже те промыслы за Очаковом и на Березани разрешали. Запорожцы имели временные курени из камыша.

Рыба ловится такая: стерлядь, осетры, белуги, севрюги, вирезуб, камбала, сомы, сельдь, окуни, лещи, карпы, щуки и много тарани. В реках между островами лини, раки, караси, а около болот - черепахи.

Зверей диких немного - это волки, зайцы, хорьки, ежи, дикие козы; в камышах много кабанов. Около жилья водятся птицы: воробьи, галки, ласточки, вороны, ястребы, в степи - журавли, кулики, куропатки, тетерева, соловьи, которых называют камышниками, голуби. По берегам и в море - бабы, колпики, лебеди, много гусей, уток и другой морской птицы.

Пчел завода не было, около камышей мошки и комаров очень много. Громы бывают в летнюю, осеннюю, иногда и в зимню пору. Больших морозов зимой не бывает, но Лиман замерзает и в Очаков всегда при хорошей зиме по льду безопасно ездят» (перевод со старославянского языка автора).

Анализируя документ и сравнивая его содержание с настоящим, можно заметить изменения, какие произошли на Кинбурне за последние 250 лет. Во-первых, нет на карте косы сел Колпаковка и Костивка. Что касается Колпаковки - мы установили, что это современное село Старая Збурьевка, которое возникло еще в 1575 г. А в 1770 году командовал форпостом запорожский полковник А. Ф. Колпак. С этого года село существует как Колпаковка. Место нахождения Костивки мы пытаемся установить. Второй вопрос - это приливы реки Конской, которыми запорожцы вывозили соль сначала в Днепр, а затем к мысу Станиславу, который находится напротив современного села Геройского Херсонской обл. Можно допустить, что устья этих проливов были в пределах сел Васильевка и Геройское. Действительно, за пределами с. Васильевка на запад начинаются Васильковские плавни, начало которых - Васильковское устье.

Что касаеся пристанищ или заводей запорожцев, то около с. Васильевка на берегу лимана есть топонимы - Турецкая пристань, Первая пристань, Вторая пристань. Сейчас эти места заросли камышом, и тяжело представить, что когда-то там жизнь била ключом.

Во многих научных трудах утверждается, что хозяйственная деятельность населения после присоединения Кинбурна к России уничтожила растительный мир косы, превратив ее в песчаную пустыню из-за выпаса скота, но Томилов отрицал это. Мы видим, что растительный мир полуострова почти не изменился, и не овцы виноваты в том, что песчаные дюны хозяйничали на косе до тех пор, пока не стали садить сосновые леса. Еще в начале ХVII ст. татары называли полуостров песчаной степью Хейхат.

Жаль констатировать факт исчезновения из флоры косы земляного ореха, чернобыльника, а дикие яблони - большая редкость.

На грани исчезновения в лимане стерлядь, осетры, белуги, вирезубы, камбала, лини, в сотню раз уменьшилось количество тарани.

Из птиц не встретить в степи журавлей, разве что во время перелета, тетеревов, редкостью стали соловьи. И зимой в Очаков из Покровских Хуторов по льду не переедешь. Поэтому главное задание современного поколения - сберечь на Кинбурне то, что осталось, и по возможности возобновить ту флору и фауну, которые существовали с времен Османской империи.

Л. ТВЕРДОВСКАЯ,
учитель истории Васильевской школы
«Южная правда» № 14