Самая пролетарская улица Очакова




Забалка это что-то такое, что находится за балкой. Это понятно. Но где же находится сама Забалка? Если остановиться на углу, где сходятся улицы Шмидта и Луначарского, и повернуться лицом на юг, то очутитесь возле начала этой самой балки. Если вы можете переступить через заборы и не обращать внимания на собак, - идите прямо. Ваш путь будет лежать по узкому переулку, который напоминает русло высохшей речки. Это и есть балка. Точнее, то что от нее осталось. Засыпали ее люди, затоптали. А когда-то, очень давно, она была она была очень глубокой и выходила на берег лимана.

После взятия Очакова в 1788 г. тут начала селиться беднота: рыбаки и ремесленники. В балке брали глину для своих строений. В нее же сбрасывали всякий мусор. Особенно много его накапливалось возле самого устья балки.
Где-то в 1970 г. подмытая ливнем, оторвалась здесь огромная земляная глыба и оголила аккуратно выложенный камнем подземный ход. Однако войти в него не было возможности – он был доверху заполнен глиной. Нашлись любознательные, начали рыть, но глина лопате не покорилась. Так и бросили, а скоро новые горы мусора закрыли вход.

На Забалке с давних времен ходит легенда, будто перед сдачей Очакова паша надежно спрятал под землей все свои богатства. Не к нему ли вел тот вход? Ожидалось в те годы, что должны были начаться работы по продолжению ул. Шмидта до Намыва. И при профилировании пологого спуска они должны были обязательно наткнуться на загадочный подземный ход. Но работы не начались и вековая тайна открыта так и не была.

Сохраняла Забалка и еще одну тайну. Известно, что при штурме крепости воины были похоронены в четырех братских могилах. До нашего времени сохранилась только одна, та что возле школы-интерната. Где находятся другие уже никто не помнит. Так вот в конце 80-х один хозяин, отстраивая дом на месте старой хаты, выявил в земле большое количество людских костей. То, что это могила наших солдат, подтверждали найденные пуговицы от мундиров. Кто был владельцем старой хаты и почему он поставил ее на братской могиле, конечно же, никто уже не ответит. Так что это была вторая могила. А вот где еще две, может они рядом?

Много видели и пережили жители Забалки. Это они бежали к помещению гауптвахты, чтобы посмотреть на Шмидта.

Это они подсматривали с круч, как комиссар Чижиков расстреливал в соседней балке «буржуазные элементы». Это они питались одними бычками, когда страшный голод гулял по Украине. Если бы не бычки – вымерли бы все до одного. И чума не обминала их, и пожары…

Страшно было в оккупированном Очакове в ВОВ. Страшно и плохо всем. Но опять таки забальцам досталось больше – румыны и полицаи, выселяя людей от береговой линии, выгнали всех, даже с малыми детьми, из домов. Да еще и тряпье отобрали чтобы утеплить построенные на берегу ДОТы.

Пришло освобождение. Откатилась война на запад. А тут, на Забалке, замелькали женщины и дети, тягая с берега в мешках и ведрах песок и глину. Стягивали отовсюду камни и куски досок. Месили и формировали лампач. Нужно было где-то и как то жить. Когда еще вернутся с фронта мужчины. Да и вернутся ли вообще?

И снова поднялась Забалка. Новые рыбаки на шаландах начали выходить в море. Совсем юные хозяйки «заметушились» на огородах – жизнь брала свое. А тут и 1947 г. снова голод прокатился по Украине. И снова бычки спасают людей. Местных и тех, кто чудом прибился к обрывистым берегам Очакова. Памятник нужно было поставить этим бычкам: кнутам, песочникам и другим…

«ЧЗ» 1990 г.
газета «Очаківський тиждень» №89 от 16 августа 2019 г.