Крепость Очаков




В 1525 году Очаков становится административной единицей провинции Румели. Очевидно, крепость была еще деревянной и не раз сжигалась казаками. Обновление крепости началось с 1559 года.

По крайней мере, в 1578 году Мартин Броневский писал: «В нем крепость каменная, но не хорошо укрепленная, город незначителен и находится во власти турок».

Гийо́м Левассёр де Бопла́н (бл. 1600–1673) пишет примерно в середине 17 века:

«Под защитою замка построены два города, расположенные на склонах по обе стороны балки и хорошо прикрытые оврагами от юго-запада до северо-запада. Стены замка имеют до 25 футов в высоту, но городские стены значительно ниже; число жителей простирается до 2,000. К югу от города находится другой замок, поменьше, в виде платформы, на которой расположено несколько пушек, чтобы обстреливать через реку противоположный берег Днепра (в этом месте лиман имеет более мили в ширину); в замке этом существует башня с постоянною турецкою стражею, которая обязана издали открывать появление казаков на море и давать сигнал о том на галеры».

ПЛАН

Для лучшего понимания текста Боплана воспользуемся картой 1737 года

Слева на право: Старая крепость, Средняя крепость, Новая крепость.
Красножен А.В.  дает их размеры:
Старая – 97, 116, 126, 126 м.
Средняя - 195, 126, 156, 88 м.
Новая - стороны равны 88м.

Э. Челеби был в Очакове в 1654 году.

Эвлия́ Челеби  1611-1682 (?)) - османский путешественник, более 40 лет путешествовавший по Османской империи и сопредельным государствам.

«Наиболее древней является старая цитадель. Это четырехугольная крепость, очень прочная, совершенно неприступная: она расположена на земляном бугре. Крепость имеет погреба, глубокий ров, прочные оборонительные стены в два ряда толщиною в двадцать шагов, с пятнадцатью башнями, крытыми тесом. Через ров переброшен деревянный мост. Каждый вечер сторожа поднимают мост с помощью блоков, затем упирают его в крепостные ворота и [таким образом] запирают их.  А толстые двухслойные ворота из железа обращены к кыбле, в сторону крепости Кылбурун. Позади рва изо всех башен, словно ежи, высунулись пушки. Кроме упомянутых больших внешних ворот из железа, имеются еще однослойные малые ворота.

В этой крепости насчитывается двести домов, сверху донизу обмазанных глиной; они имеют верхний этаж, дворы с палисадниками. Дворец бея также находится в этой крепости, все улицы которой чистые, мощеные. Дорога ее — только чтобы разминулись два человека. Имеется двадцать мелочных лавочек, и по соседству с ними — небольшая баня с тремя углублениями для воды. Воду для нее привозят снизу на лошадях. Здесь размещены арсеналы, склады . С восточной стороны этой крепости холм, с западной — степь, а [полоса] земли по краю рва расстоянием в полет пушечного ядра представляет собой хорошо возделанный огород. [Здесь] много дынь и арбузов, зато садов и виноградников нет.

!!!Срединная крепость. Кварталы верхней цитадели спускаются из центра, с севера, вниз, в среднее укрепление, [сообщаясь через] небольшие железные ворота. Это укрепление прежде было деревянным, обнесенным изгородью из кольев. В 1036 (1626-27) году в правление султана Мурада IV [сюда] с падишахской эскадрой прибыл Пияле-паша. Эту сильную крепость он обстроил и укрепил камнем и присоединил к старой цитадели. Это — неприступное укрепление с десятью башнями. У него двое железных ворот, одни открываются в сторону кыблы, другие — на север».

В 1968 году Зденка Весела опубликовала перевод «турецкого анонима», который побывал в Очакове в начале18 века и дал подробную характеристику крепости. Автор неизвестен. Скорее всего, это был или профессиональный военный, или инженер. В своей критике он не оставил камня на камне от крепости и дал много ценных советов:

«В крепости Озю необходимо некоторые части снести, а некоторые надлежащие места починить. … необходимо полностью снести старую крепость Озю и построить ее на холме, который расположен за паланкой Капудан Хасан-паша. К такому заключению пришли некоторые знающие люди».

Интересные воспоминания об Очакове оставил Даниэль Крман  (1663 -1740) - словацкий церковный и общественно-политический деятель, мемуарист, издатель, переводчик, который побывал в Очакове в 1709 при бегстве Карла XII:

«…Очаков лежит возле Черного моря. С севера он имеет замок, скругленный валом и окружен отвесными башнями. Именно в это время его укрепляли новым валом из непаленого кирпича. Ров наполняется водой, ведомой с моря, сюда приходят жители опорожнить свой желудок, не имея другого места, которое бы служило для этой нужды».

Крепость была тотально разрушена во время русско - турецкой войны 1735-1739 года.

Она подверглась двойному разрушению, как со стороны русских, так и со стороны турок. Как пишет в своих мемуарах Кристоф Ге́рман фон Манштейн  (1711 - 1757): «5-го и 6-го числа неприятель усилил артиллерийский огонь и засыпал город бомбами, но они не могли много вредить, потому что в городе почти не было домов, а весь гарнизон был размещен на стенах крепости и в редутах».

Крепость вновь переходит к туркам, и они начинают восстановительные работы.

Если верить Манштейну, то выходит, что мечеть, которая затем стала православным собором, была построена после 1737 года.

Сохранились доклады переводчика Федора Семенова (по совместительству русского шпиона) в Киевское губернаторство 1753 года. В одном из них указано, что на очаковской пристани, именуемой Хасан-баше, строятся каменные два магазина, где будет провиант и разная купеческая утварь.  В Очаковской крепости строится мечеть и ждут работных людей из Косны.

Камень на стройку и ремонт стен крепости подрывают порохом «на той стороне Буга в урочище, называемом «Каменная ломка».


Крепости Очаков и Перекоп. Гравюра (Хиллер. Прага. Истинный размер 17,5 х 14,2 см.)

 
Крепости Очаков и Перекоп. Гравюра (Хиллер. Прага. Истинный размер 17,5 х 14,2 см.)
 

Эта гравюра мне стала известна благодаря публикации нашего краеведа Игоря Владимировича Марченко. Кроме того, он опубликовал текст другого «турецкого анонима», относящийся к 1740-м годам.

На этой гравюре, скорее всего 1760 - х годов, указанная мечеть уже стоит. И судя по ее расположению, это и есть будущий Свято - Николаевский собор.

СТЕНЫ

Светлана Беляева:

«Стены замка (скорее всего, имеется в виду Старая крепость) до 25 футов, то есть до 8,5 м, что можно соотнести с реальной средней высотой стен крепостей северо-западного побережья украинского приграничья: Аккерманской крепости (6 - 8 м), Килии (6 - 8 м).  Боплан также отметил, что городские стены намного ниже.

Э. Челеби говорит о 7- метровой толщине стен.

Светлана Беляева:

«В одном из меморандумов Очаковских правителей Хасан Паши есть информация о том, что стена из сырцового кирпича была расположена перед стеной крепости, расстояние между ними было заполнено землей. Именно такую конструкцию (внешняя стена из сырцового кирпича, внутренняя - из обработанных плит известняка и ракушечника, и с забутовкой мелкими камнями) было открыто во время исследований участка Старой крепости А.В. Сухобоковым в 1997 году».

Как пишет Светлана Беляева:

«В отличие от Аккермана, предместья имели укрепления, остатки которого сохранились к этому времени. Так называемый «турецкий вал» в районе ул. К. Хетагурова расположен на высокой террасе параллельно береговой линии Черного моря. Он сохранился длиной 160 м, шириной около 30 м, высота с внутренней стороны – 3,24 м, с внешней -5 м. Самая высокая точка находится на отметке 32 м над уровнем моря. В насыпи вала прослеживаются четыре строительных периода, в трех из которых зафиксировано использование сырцовых кирпичей, характерное и для Измаильской крепости».

РОВ

О том, что первоначально крепость окружал ров, мы знаем по рисунку Кулакути Мурали Ильяса (16 век).  

Турецкий аноним в начале 18 века:

«А стены рвов несколько лет назад все-таки исправляли, и потому они в довольно хорошем состоянии.  Однако из-за того, что некоторые места у рвов уходят в землю на семь-восемь, а иногда даже на девять-двенадцать зира (70-75см), они не имеют ровной глубины. Эти места необходимо снова прокопать и все полностью выровнять» (Зденка Весела).

--- Читайте также: ---

Вся правда о крепости Кара-Керман

От Кара-Керман до Очакова (1492-1525)

ВОДА

Зденка Весела:

«А кроме того, здесь имеется еще одна опасность: внутри этих трех крепостей нет воды. Если появится необходимость выкопать колодец, то вода в нем будет горькой и ни в коем случае она не будет пригодной для питья. Водоема в крепости тоже нет, и потому надо бы сделать несколько углублений, которые наполнялись бы зимой, а также дождевой водой, и находившиеся в крепости довольствовались бы ею, так что в случае надобности этой водой возможно было бы устранить крайнюю нужду. В настоящее время обитатели крепости приносят себе воду для питья из нескольких колодцев, находящихся на расстоянии одного-двух часов пути от крепости. А если крепость подвергнется осаде — оборони всемогущий Аллах! — то упомянутые колодцы окажутся недоступными и обитатели крепости из-за отсутствия воды будут испытывать неутолимую жажду».

Предоставленный  фрагмент из турецкого источника 1740 г. о Валахии, Молдавии и Украине в переводе М. Губоглу:

«Питьевую воду Очаков берет из колодцев на расстоянии часа от города, так как речная вода, находящаяся поблизости, соленая».

--- Читайте также: ---

Откуда воду привозили в Очаков.

Данькина Криниця

Об этом же писал Де Волан  (1752-1818), когда обследовал наши края на предмет строительства порта в конце 18 века:

«Лощина Мителлии не представляет ничего интересного, кроме нескольких песчаных местечек, непривычных в этих краях. Она проходит в 6 верстах за Очаковом. В источнике Миттеллии вода очень хорошая, но она находится слишком низко, чтобы ее можно было провести по акведуку в Очаков.

Питьевой воды не хватает повсеместно - турки пили только солоноватую воду. Та, которую возили за 7 верст из источника Миттеллии, предназначалась только для высокопоставленных турецких вельмож и богатых людей».

ЖИТЕЛИ КРЕПОСТИ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Гийо́м Левассёр де Бопла́н пишет о 2000 жителей Очакова.

Э.Челеби (1654):

«В этой крепости насчитывается двести домов, сверху донизу обмазанных глиной; они имеют верхний этаж, дворы с палисадниками. Дворец бея также находится в этой крепости, все улицы которой чистые, мощеные. Дорога ее — только чтобы разминулись два человека. Имеется двадцать мелочных лавочек, и по соседству с ними — небольшая баня с тремя углублениями для воды. Воду для нее привозят снизу на лошадях. Здесь размещены арсеналы, склады зерна. С восточной стороны этой крепости холм, с западной - степь, а [полоса] земли по краю рва расстоянием в полет пушечного ядра представляет собой хорошо возделанный огород. [Здесь] много дынь и арбузов, зато садов и виноградников нет».

Даниэль Крман:

«В Очакове нас завели в дом, где продавались еда и напитки. Вежливый корчмарь нас искренне поздравил, и мы попросили принести кое-что поесть. Он сразу принес нам хорошо сваренную телятину и другие блюда, и молдавское вино с пирожными.
…В Очакове обитают волохи, татары, греки и особенно турки, продающие различный товар, главным образом имбирь, специи, фиги, инжир, каштаны, отборные лесные орешки, табак и льняные полотна. Здесь мы увидели турок, которые замешивают тесто, пекут хлеб и занимаются другими домашними делами».

С середины 17 века сохранилась любопытная информация о православном священнике Симеоне Григорьеве:

«Первый священник при шанце был Сумеон Григорьев, который, до построения сей церкви, находился в области Турецкой в городе Очакове, при церкви св. Спиридона. Отсюда, по причине великой подати, наложенной Турками, выбыл в Россию и находился в новопоселяемой казачьей слободе Ново-Архангельской».

Как видим, вполне капиталистические отношения. Плати налоги и занимайся любой не противоправной деятельностью.

Светлана Беляева:

«По сообщению Бертье - Делагарда  в Очакове существовал отдельный квартал, где жили иностранцы, в частности французские инженеры, приглашенные в Очаков с целью модернизации крепости, среди которых был Лафит Клаве. Скорее всего, Лафит Клаве осмотрел Очаковскую крепость в 1784 г. и направил соответствующую докладную записку  Великому Визирю Османской империи о мерах по повышению обороноспособности Очакова».

НОГАЙЦЫ

В начале 18 века турецкий аноним говорит, что в окрестностях Очакова нет. Местность вокруг на расстоянии 24 часов пути не заселена.

В это же время ногайцы начинают потихоньку заполнять Северное Причерноморье. Экспедиция Светланы Беляевой обнаружила ногайскую юрту за пределами крепости Очаков. На картах 1737 года мы можем видеть, как располагались ногайцы вокруг Очакова.
Другой аноним уже в 1740 году пишет: «Расстилающаяся вокруг равнина красива и плодородна, и климат хороший. Степь питает бесчисленные стада крупного рогатого скота, овец и лошадей. В ближайшей степи встречается много диких овец, диких лошадей и одичавших людей».

После захвата Крыма, Российская империя вытесняет ногайцев с левобережья на правобережье. А после захвата Очакова - и  с завоеванных территорий. Та же участь постигла и татар.

Как пишет современный исследователь Шевченко А. М.:

«К сожалению, постоянные русско-турецкие войны опустошили Буджак. За поддержку единоверцев – османов, российские власти выселили татар. В 1770 г. в Таврическую губернию переселили 12,5 тыс. татарских семей. За время войны 1806 – 1812 гг., более 3/4 татар бежали в Турцию, а их селения были разрушены. Посетив Буджак в 1825 г., вице-губернатор Бессарабии Ф. Ф. Вигель вспоминал: «местные жители были изгнаны, их недвижимое имущество передано пришельцам – болгарам и молдаванам, которые не смогли полностью возродить край».

По приказу Екатерины крепость была разрушена. Однако скорее всего она разрушалась самопроизвольно или разбиралась населением на постройку жилья.

Де Волан(1792) пишет об обрушенном форте, сползающем в лиман. Павел Сумароков (1799) - о разрушенных стенах и мечети на нижней террасе, превращенной в магазин.

Воспоминания Елены Соломоновны Компанеец (1898 -1984) - профессора права, относятся к 1916 году:

«Вокруг имения были собственные виноградники, обсаженные ореховыми деревьями. Дети лазили на деревья и собирали орехи. Потом орехи складывали на какой-то башенке, и еще были беседки, в которых подвешивали виноград для сушки. Дача была на высоком берегу моря со своим собственным спуском, а кругом на несколько километров не было других построек. Город был тоже на каком-то расстоянии, а позади имения была старая разрушенная крепость – раздолье для игр».

По моим предположениям дача, где она обитала, находилась в районе Госпитального пляжа или далее к 15 батарее. Для определения точного места необходимо знать, где в это время находились пороховые склады.

И представление о крепости мы можем иметь по нескольким   гравюрам и картам, а также по сохранившейся Аккерманской крепости.

Читателям, которые хорошо знакомы с Очаковом, предлагаю план Красножена А.В. с привязкой крепости к современной топографии Очакова.

Литература

Біляєва С.О.  «Османський будівельний період у Північному Причорномор’ї». Київ, 2003.
Весела Зденка. «Турецкий трактат об османских крепостях Северного Причерноморья в начале XVIII в». Институт Востоковедения, 1969.
Красножон Андрій Васильович «Фортеці  та  міста  Північно-Західного  Причорномор’я  (XV-XVIII  ст.)».  Одеса, 2018.
Шевченко А. М. «Економічне становище Буджака у часи турецького панування». Миколаїв, 2020.

Робулец Юрий