Кинбурнская коса тонет под тоннами мусора (ФОТО, ВИДЕО)




Мы уже не раз писали о проблемах заповедника «Кинбурнская коса». Мы совершим экскурсию по таким местам, которые руководство парка никогда не покажет ни журналистам, ни туристам. Это будет путешествие Кинбурнскими свалками.

На первый взгляд все логично: живут люди, отдыхают туристы. Но часто туристы везут на отдых стройматериалы, ненужные автомобильные шины, старая мебель и так далее? Грешат, конечно, но не в таких масштабах. Может, это местные жители? Но почему же тогда именно они забили тревогу, когда засоренность косы приобрела угрожающие масштабы? Чтобы разобраться что к чему, в заповедник отправились члены ОО «Центр антикоррупционных расследований».

По словам Д. Барашковського, председателя организации, огромная свалка, которую он вместе с коллегами застал на территории заповедника «Белобережье Святослава» зимой, фактически никуда не делась. Мусор просто немного свернули вместе. Но его площадь 3 га существенно не изменилась, и существует этот ужас уже около 3 лет - такая символика цифр. Хотя руководство парка, в лице Ю.Козловского, еще в декабре прошлого года, положа руку на сердце, обещало его убрать. Но чьими силами? Один из сотрудников заповедника рассказывает, что дирекция предлагала начальникам всех трех отделений, Покровского, Хуторского и Васильевского, и их рядовым работникам решать проблему засорения за свой счет.

«И как вы это представляете, - жалуется мужчина, - если зарплата начальника отделения 1500 грн., а рядового работника - 1000? А еще и семью надо кормить! К нам постоянно ходят грузовые машины, возят песок, стройматериалы ... А в обратном направлении они идут пустые. Они могут вывозить этот мусор. Надо, чтобы руководство с ними договаривалось и решало эту проблему».

Человеческий труд, автотранспорт, утилизация - сумма, необходимая на эти цели, для обычных жителей Кинбурна просто космическая. И по закону они и не обязаны этим заниматься. Для многих местных жителей работа в национальном природном парке - единственный источник заработка. А после таких комментариев начинаешь думать, что дирекция этим пользуется, чтобы сэкономить собственные средства.

А как насчет патрулирования территории? «Будем здесь охранять — будут высыпать в другом месте», - говорит работник заповедника. Территория очень большая, и следить сложно.

Поэтому можно предположить, что свалки разрастутся, ведь на косе активно строятся новые базы отдыха, легальность которых еще надо проверить. То же касается и частных имений.

Что касается баз отдыха, то среди многочисленных застроек мусор утилизируют лишь единицы. Например, «Николаевская ракета», которая принадлежит государству. Они заключили соответствующий договор, и их мусор вывозится за пределы косы и уничтожается.

Эколог, председатель общественного совета по вопросам экологии при Николаевском горисполкоме, А. Деркач так комментирует ситуацию: «На Кинбурнской косе проблема мусора усугубляется тем, что это полуостров, почти остров. Она очень изолирована. И вывозить тонны мусора через Днепро-Бугский лиман очень сложно, а везти в Голую Пристань - дорого. Ответственность за засоренность косы разная: национальный природный парк не может отвечать за засоренность населенных пунктов, поскольку они не вошли в его состав. На территории населенных пунктов за мусор отвечает сельский совет.

Поскольку основной землепользователь на Кинбурнской косе - Очаковское лесоохотничье хозяйство, оно частично занимается рекреационной деятельностью на косе, - также должно заниматься проблемами мусора. С третьей стороны часть регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» не вошла в состав национального парка (это около 2 тыс. га суши и около 1 тыс. га акватории), поэтому там - общая ответственность. Населенные пункты ответственные, лесное ведомство, региональный парк, национальный парк.

Мусор накапливался на определенных территориях уже достаточно долгий период: НПП создан в 2009 году (дирекция создана 3 года назад), а проблема мусора существует гораздо дольше. На сегодня, чтобы не засорять косу, и чтобы не накапливаться свалки, нужно:

1) продумать систему сбора мусора на пляжах, в лесных урочищах, желательно ввести раздельный сбор,

2) решить, как транспортировать,

3) узаконить участки, где можно оставлять это мусора,

4) его надо как-то перерабатывать или вывозить на такие стационарные полигоны, как в Голой Пристани».

Проблема мусора на Кинбурнской косе, как и везде на Николаевщине, не решена. Правда, парк вместе с общественными организациями и учащимися школ делает разовые акции. Собирают и по-возможности перерабатывают мусор работники НПП "Белобережья Святослава". Акции «Зробими Україну чистою. 2015» и «Я люблю своє узбережжя!» проходят не один раз в год.

Но проблему надо решать более радикально. Это не снимает ответственности с национально-природного парка. Они могли бы быть координатором, и хотя бы на основных рекреационных участках эту проблему решить, но пока они с этим справляются слабо.

По словам Д. Барашковського, для более острого обсуждения проблемы, вскоре будет создана карта мусорных свалок Кинбурнской косы. Также важно выяснить, все ли, кто держит бизнес на косе, имеют договора на вывоз мусора.

По материалам zerkalo.mk.ua