Высшая награда Гавриила Судковского




Роскошно изданная и прекрасно иллюстрированная, в переплёте «под старину», книга «Священники – кавалеры Императорского Военного ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия» уже сама по себе представляет значительную историческую и художественную ценность. А для очаковцев она особо интересна потому, что среди награжденных упоминается и протоиерей Гавриил Судковский.

   

В книге, построенной на архивных источниках, впервые вводятся в научный оборот различные документы и материалы о 592 священнослужителях Российской Империи XVIII-XX веков, пожалованных Георгиевскими отличиями: орденом, наперсным крестом на Георгиевской ленте, панагией на Георгиевской ленте или Георгиевским крестом и медалью «За храбрость». Исследование состоит из трех частей. В первой части рассказывается о Георгиевских наградах в контексте общей истории церковных отличий. Вторая часть – биографические справки священнослужителей, пожалованных Георгиевскими наградами с указаниями их боевых заслуг, третья часть – очерки, посвященные примечательным случаям из жизни духовенства. Работа является первым исследованием по указанной тематике и рассчитана на широкий круг читателей: ученых, коллекционеров, музейных работников и всех увлекающихся военной историей, историей Георгиевских наград и других отличий священнослужителей Российской Империи.

Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте стал второй Георгиевской наградой, которая появилась после ордена Св. Георгия. Её учреждение связано с героическим штурмом турецкой крепости Измаил в 1790 г. Когда в самом разгаре штурма крепости погибли все офицеры Полоцкого пехотного полка, атака оказалась на грани срыва. И тогда во главе колонны встал полковой священник отец Трофим (Куцинский), который с крестом в руке возглавил штурм.

Воодушевленные видом любимого пастыря солдаты рванулись в атаку… После взятия Измаила А.В.Суворов сообщал П.А.Потемкину: «Сегодня у нас будет благодарственный молебен. Его будет петь Полоцкий поп, бывший с крестом перед сим храбрым полком».

Отец Трофим и стал первым кавалером Золотого наперсного креста на Георгиевской ленте. А Павел I указом от 18 декабря 1797 г. узаконил Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте из Кабинета Его Императорского Величества в качестве высокой иерейской награды. Награда была не только почетной, но и очень редкой, её получали представители военного и военно-морского духовенства за непосредственное участие в боевых действиях.

Всего с конца XVIII века до воцарения Императора Николая II золотыми наперсными крестами был пожалован 191 священнослужитель. В царствование Николая II – 347.

Награждения распределяются по кампаниям следующим образом:
Войны в период с 1787 по 1849 г. (кроме Кавказских) – 40;
Кавказские войны периода 1840-1863 гг. – 19;
Походы в среднюю Азию периода 1853-1885 гг. – 8;
Восточная (Крымская) война 1853-1856 гг. – 78;
Русско-турецкая война 1877-1878 гг. – 46;
Русско-китайская война 1901-1905 гг. – 5;
Русско-японская война 1904-1905 гг. – 86;
Первая Мировая война – 256.
Всего 538.

   

До 1903 г. этой награды удостоились всего лишь 194 армейских священнослужителя. Среди них был и протоиерей Очаковского военно-морского собора Гавриил Судковский.

Вообще следует отметить, что русские военные священники не принимали участия непосредственно в боевых действиях. А в 1915 г. Святейший Синод издал специальный документ, категорический запрещавший священникам поступать в армию не на духовные должности. И, тем не менее, многие из них проявили на поле боя мужество и храбрость. Сотни раз священнослужители с крестом в руках водили в атаки «свои» полки (не только пехотные, но и кавалерийские), с риском для жизни причащали раненых на поле боя, совершали богослужения под вражеским огнем.

Порядок награждения военных священнослужителей за боевые отличия и подвиги, совершенные на поле боя, был весьма сложным. Им последовательно могли быть вручены следующие знаки отличия – набедренник, скуфья, камилавка, наперсный крест от Святейшего Синода, орден Св. Анны 3-й степени, сан протоиерея, орден Св. Анны 2-й степени, орден Св. Владимира 4-й степени, палица, орден Св. Владимира 3-й степени, крест от Кабинета Его Императорского Величества с украшением, орден Св. Анны 1-й степени, митра. Из постепенности наград был изъят орден Святого Георгия, которым священники награждались за наиболее выдающиеся подвиги.

Несмотря на то, что правилами не было предусмотрено награждение священников орденами с мечами и бантом, известны и такие случаи. Общее число священнослужителей, отмеченных в 1914-1917 гг. государственными наградами за доблесть на фронте, приближается к двум с половиной тысячам. Если учесть, что через службу в армии и на флоте тогда прошло всего около пять тысяч священников, то это число следует признать огромным. В годы Первой мировой войны одной из высших наград для военного духовенства оставался Золотой наперсный крест на Георгиевской ленте. Он был вручен военным пастырям 248 раз (11 человек удостоились его посмертно). 

Таким образом, всего в 1790-1917 годах этой награды удостоились 442 человека. Также во время Первой мировой войны два раза была вручена уникальная награда – панагия на Георгиевской ленте (икона Божьей Матери для ношения на груди). 26 февраля 1915 г. ее удостоился епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов), а 1 июля 1916 г. – епископ Кременецкий Дионисий (Валединский).

Протоиерей Гавриил Судковский

Гавриил Дионисиевич родился в городе Очакове в 1816 году в семье настоятеля главного храма города – Свято-Никольского собора. Отец и сын вместе прослужили в Никольском храме 100 лет: 40 – отец (Дионисий) и 60 – Гавриил.

   

Окончив Херсонскую семинарию, отец Гавриил начал служить в Очаковском соборе, периодически отправляясь в командировки по Военному и Епархиальному ведомствам. Он исполнял пастырские обязанности: по поручению Новороссийского генерал-губернатора графа М.С.Воронцова – в Очаковском военном полугоспитале, крепости Кинбурн; находился на должности карантинного священника Очаковской брандвахты, исправлял требы при Очаковском военно-временном госпитале № 54. Работал законоучителем Очаковского приходского училища, наблюдателем за преподаванием Закона Божьего во всех мужских и женских учебных заведениях Очаковского благочиния, был членом санитарной комиссии Очакова. Получил благодарность архиепископа Херсонского Никанора «с призыванием благословения Божия за труды и усердие по преподаванию Закона Божьего в Очаковской и Куцурубской школах, за образцовую опытность и заботливость, благочиние, а также строгое соблюдение уставности и церковности».

   

Гавриил Судковский с внучкой Маргаритой.
На груди протоиерея наградной золотой наперсный крест.

Отец Гавриил непосредственно участвовал в сражении. Наперсный крест на Георгиевской ленте был заслужен им «за содействие в отражении англо-французских пароходов, напавших на Очаковскую крепостную Николаевскую батарею 22 сентября 1854 года, когда под выстрелами благословлял каждого и сам заряжал орудия калеными ядрами».

   

Знамя защитников Очакова.
По преданию, его вышивала жена (матушка) Гавриила Судковского.
(Акварельная копия выполнена С.В.Страшным).

Государем Императором отцу Судковскому было «лично выражено Высочайшее благоволение за усердную службу во время войны».

При этом отец Гавриил впоследствии прославился в Очакове как большой молитвенник и постник. Известно, что в первую неделю Великого поста он брал себе за правило вкушать пищу только дважды за шесть дней: в среду просфоры и маслины, в субботу вареную пищу и чай. В Страстную седмицу каждый день утром он уходил в храм и возвращался только после вечернего богослужения.

В другие дни отец Гавриил обычно просыпался на молитву в 1 час ночи. За 22 года до кончины он приготовил себе гроб, чтобы помнить о смерти, куда положил немного земли из Иерусалима, где трижды был на поклонении святыням.
В Очакове отец Гавриил имел огромное влияние на городское население, так что даже стал гарантом еврейского люда от погромов, чем приобрел от евреев большую благодарность. Иудеи, и даже раввин, подходили к нему под благословение! В юбилей 60-летнего пребывания в священном сане отцу Судковскому от еврейского населения была преподнесена Библия.

В 1889 году определением Херсонского дворянского депутатского собрания отец Судковский был признан в дворянском достоинстве по ордену св. Владимира и вместе с сыном Алексием и детьми последнего внесен в родословную книгу.
Не забыли отца Гавриила и в канун 50-летнего юбилея обороны Севастополя. В 1902 году он был пожалован орденом св. Анны 1-й ст. «в ознаменование 60-летней пастырской деятельности и ввиду проявленных во время Севастопольской кампании подвигов мужества».

Прожил отец Гавриил Судковский почти целый век: он родился в царствование Императора Александра I, а скончался в царствование Николая II в возрасте около 94 лет.

Как писал корреспондент журнала «Вестник военного духовенства», во время похорон отца Гавриила в 1907 году «все магазины в городе, не исключая еврейских, по личной инициативе их владельцев прекратили торговлю. Процессия двигалась медленно, имея впереди семь священников. Ордена почившего несли офицеры и чиновники. Венков была масса; от родственников почившего, от чинов крепостной артиллерийской минной роты, штаба крепости и инженерного управления; от 208-го Очаковского резервного полка, от города и даже от еврейского общества с надписью: «Покровителю». В синагоге совершена заупокойная молитва по отцу Гавриилу, еврейское общество, как и весь город, всегда чтило в почившем человека безукоризненного и справедливого».

У священника Гавриила Судковского было три дочери и два сына. Алексий стал военным, участвовал в Русско-турецкой войне. Был награжден орденом св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, а также Аннинским оружием «За храбрость», полученным за отличие при обороне Шипкинского перевала; скончался в 1936 году.

Наиболее известным стал Руфин – художник-маринист, академик живописи, скончавшийся в 34 года.

Его жена, Елена Петровна Самокиш-Судковская, также стала художником. Талант живописца унаследовала и их дочь Маргарита. В свою очередь, ее потомки тоже оказались людьми исскуства. Так, правнук Руфина Судковского, Владимир Руфинович Лагранж – профессиональный фоторепортер, в 1960-х годах был фотокорреспондентом журнала «Советский Союз», работает и в наши дни. В 1982 и 1994 годах он подарил музею маринистической живописи в городе Очаков 191 картину своей прабабушки Елены Самокиш-Судковской, а основу коллекции музея составляют 24 полотна Руфина Гавриловича Судковского.

По материалам интернета и книги К.Г.Капкова «Священники – кавалеры Императорского Военного ордена святого Великомученика и Победоносца Георгия».

Баран Олег Иванович,
доцент Николаевского национального
университета им. В.А.Сухомлинского