История возникновения острова Первомайский




Остров Первомайский окутан тайнами и легендами, каждая из которых является не более, чем гипотетической версией, попыткой объяснить возникновение острова, находящегося на виду у города вот уже почти 200 лет.

Вид на остров Майский (Первомайский)

Несмотря на плюрализм мнений, относительно истории происхождения и технологии самого строительства, все разногласия едины в том, что Остров начали строить при Екатерине II по инициативе А.В. Суворова сразу после русско-турецкой войны 1787 – 1791 гг. и он должен был закрывать вход в Днепро-Бугский лиман, а также охранять морские подступы к Очакову при помощи расположившейся на нем артиллерийской батареи.

В остальном, авторы каждой версии отстаивают собственные взгляды или являются приверженцами устоявшихся точек зрения. В.Шпилевой выделяет несколько версий строительства, выглядящих наименее фантастично.

Итак, легенда первая. Основу рукотворной тверди составили затопленные баржи с песком, на которые затем укладывались камни и грунт. Указывая на мраморные надгробные плиты, лежащие справа от Свято-Николаевского собора, сложенные скамейкой, местные «знатоки» убедительно рассказывают о том, что сама Императрица наблюдала ход строительства острова именно из этого места.

Легенда вторая. Она звучит примерно так: «Большие бревна из дуба и лиственницы вырубались с одной стороны «под болт», затем ставились вертикально и закручивались прямо в дно. «Ключом» для закручивания таких болтов служили три баржи, двигающиеся по часовой стрелке…».

Легенда третья. Очень короткая: «камень привезли от разрушенных городских стен, поставили 8 орудий и гарнизон… Мыльный камень (известняк) был турками привезен, в свое время, из древней Ольвии…».

Легенда четвертая. «Сначала вбили 40 свай, а потом засыпали их камнем и привозным грунтом. Зимой свозили по льду, а когда становилось тепло, каждый рыбак или торговец, выходящий из Очакова, должен был взять с собой что-то на сооружаемый остров. В честь своего предназначения его назвали батарейным, и к 1881 году он уже был готов для выполнения поставленных задач – имелись причал, три линии укрепленных казематов и пороховые погреба».

Для придания большей убедительности своим рассказам, «знающие товарищи» уточняют, что сваи предварительно вываривались в пчелином меде.(?)

Но строительство гидротехнического сооружения развивалось по другому сценарию.

После победного штурма Очакова Светлейший князь Григорий Александрович Потемкин озаботился обороной входа в лиман. Летом 1789 года он поручил составление подробного плана И.И. Меллеру, который в свою очередь возложил эту ответственную работу на своего подчиненного Ф.П. Де-Волана.

Изучив систему обороны Черноморского побережья, Волан предложил несколько вариантов. В качестве центрального места рассматривалась Кинбурнская крепость с насколько возможными улучшениями. Но реализация данного плана имела один недостаток. Расстояние между Очаковским мысом и Кинбурном составляло, по подсчетам Волана, 1860 саженей, в то время как прицельная дальность стрельбы крепостных орудий не превышала 400 саженей. Размышления натолкнули Де-Волана на мысль возвести блок-пост прямо в воде, на отмели, которая тянется в море от края очаковского мыса на протяжении 800 саженей на глубине 14 футов. Но Потемкину «предложение совершенно не понравилось». Тогда Де-Волан предложил поставить поперек фарватера между двумя точками – Кинбурном и Очаковом, плавучую батарею с орудиями крупного калибра, усиленную канонерскими лодками. Данное предложение Светлейшим также «не было оценено».

В 500 саженях от оконечности Кинбурнской косы, точно посредине фарватера находился «пустынный песчаный берег» (очаковская банка) размерами 120х200 саженей на глубине 13 футов, называемый Очаковской отмелью. Она время от времени даже появлялась над водой, потом исчезала, меняя свое нахождение. Иногда смещалась от первоначального положения на 200-500 саженей вдоль косы.

Очаковская отмель (банка)

О существовании «блуждающей» очаковской банки мореходам было известно давно. Де-Волан предложил на этой самой отмели спроектировать укрепленную «точку», поставив ее на искусственную «каменную наброску». Новое сооружение могло бы противостоять силе течения и движению льда.

В течение короткого времени появившуюся отмель следовало закрепить дубовыми сваями и спланировать. Данный план получил Высочайшее одобрение, но смерть Светлейшего не позволила ему сбыться. Все закончилось подготовительными работами.

Спустя 70 лет по инициативе И. Траверсе (морского министра того времени) на очаковской отмели был намыт небольшой остров со спланированной площадкой и причалом. Он выполнял роль промежуточного опорного пункта (блок-порта), где проводился мелкий ремонт оснастки парусных судов, добирались запасы воды, продовольствия и пороха. Впоследствии на острове был размещен небольшой гарнизон.

В дальнейшем, Острову Артиллерийской батареи (так он стал называться неофициально) стало постепенно придаваться важное значение, как стратегическому пункту в обороне Николаева.

Сразу после окончания Крымской войны, в 1857 году, проект строительства артиллерийского острова был утвержден военным министром России генерал-адъютантом Д.А. Милютиным.

Спустя 16 лет, в 1873 году, на особом совещании о стратегическом положении России, был принят план Тотлебена, по которому, среди других важных форпостов Империи, следовало устроить укрепления y Очакова. Этот год принято считать годом начала строительства укреплений, названных Приморской батареей.

В 1876 году Тотлебен был назначен Главным распорядителем по обороне Черноморского побережья. Он лично прибыл в начале мая в Очаков для общего руководства работами. Новую батарею решено было ставить на Очаковской отмели, где уже был устроен блок-пост, как и планировалось в бытность Потемкина, фактически на расстоянии прямого винтовочного выстрела от фарватера.

В основу инженерного обоснования проекта строительства Морской батареи легли расчеты, выполненные Германом Егоровичем Паукером, выдающимся русским инженером, для проекта земляной морской батареи «Константин» в Кронштадте.

Площадь острова решено было увеличить. Сначала в дно забили в три линии шпунтовые сваи. Образовавшееся пространство забутовали – засыпали пространство камнями, песком, глиной, доставляемыми на баржах из Кинбурна, образуя, таким образом, основу нового строения. Для планировки новой площадки была полностью разобрана Кинбурнская крепость. Возводимые кирпичные казематы засыпали землей, завозимой также с Кинбурнской косы.

Новостройка получила неофициальное название Морской («Водяной») батареи. Руководил строительством военный инженер Борисов.

Из рапорта генерал-адмирала Семеки:

...«работы по постройке этой батареи, к началу ноября, были въ таком положении, что при постоянной, с 15 сентября, работы 8 буксирных пароходов, 40 барж и более 40 подъемных судов, при 1.000 человек рабочих, оставалось для окончания батареи насыпать около 1.200 куб. саженъ».

Строительство острова площадью 7.3 га было закончено в декабре 1880 года. К 1881 году остров уже имел причал, склады, 40 казематов, пороховые погреба и даже железнодорожную ветку протяженностью целых 300 метров для приема артиллерийских припасов. Для личного состава построены казармы и лазарет. Оборудован стационарный лоцманский пункт.

Казематы острова Первомайский

В Энциклопедии военных и морских наук 1893 года сообщалось, что «Приморская батарея посредине лимана на искусственном острове может считаться образцовым гидротехническим сооружением».

В мае 1898 г. из Кронштадта в Очаков были направлены две скрывающиеся артиллерийские установки системы Г.Е. Паукера. Системы были довольно громоздкие и их надежность вызывала обоснованные сомнения. Через два года обе установки были демонтированы, не будучи доведенными до состояния готовности.

Кратковременное опробование установок породило еще одну легенду о чудесно «появляющихся и скрывающихся» неуязвимых для поражения орудиях.

остатки артиллерийских сооружений на острове Первомайский

В документах красного командования с 1918 года остров Приморской батареи назывался Батарейным. В июле 1920 года большевики дополнительно установили на острове два 130-мм и одно зенитное орудия. Созданная там батарея получила название «Первомайской», а позже название закрепилось за островом. На топографических картах 20-30-х годов остров обозначался, как «Морская батарея». Окончательный вид Первомайский приобрел незадолго до Второй мировой войны. Модернизация продолжалась долго – с 1925 по 1939 г. Строительную часть Очаковского укрепленного района с 09.1925 по 06.1926 возглавлял Соколов Борис Корнильевич, признанный и заслуженный инженер-фортификатор.

В начале 1930-х у острова выстроили новый волнолом (брекватер), укрепили бетоном береговую линию. Основное электропитание осуществлялось с очаковского берега по двум подводным кабелям. Была пробурена артезианская скважина. Для прикрытия с воздуха развернули 4-х орудийную зенитную 76-мм батарею. Связь с городом поддерживалась по новой подводной телефонной линии. Толщину кирпичных стен трехэтажных орудийных казематов довели до 2.5 метров и нарастили земляные валы.

казематы острова Первомайский

Война 1941 г. пришла на Первомайский на целый час раньше, чем постигла всю страну, но непосредственное участие в войне остров стал принимать после занятия Очакова противником. С 20 августа 1941 года началось 30-дневное смертельное противостояние гарнизона Первомайского. Бомбардировки с воздуха и артобстрелы не нанесли существенных повреждений казематированным постройкам. Остров у немцев считался серьезным опорным пунктом.

Журнал «Denkschrift uber die russische Landesbefestigungen» за октябрь 1941 года сообщал:

«… остров Первомайский, который имел почти 400 метров в длину и лежал на расстоянии приблизительно в 3-х километрах южнее Очакова, поперек устья Днепровского лимана. Этот остров построен искусственно. Об этом говорит найденное расслоение почвы с инородными примесями. Оборонительные сооружения выполнены из разных почвенных слоев – от новозалегающих (целинных) и разных геологических периодов. Остров-маяк имеет форт с укреплениями и служит для контроля водных путей. Пристань располагается на восточной стороне острова. Самое высокое место острова – на высоте около 8 метров над уровнем моря. Главный канал проложен между островом-маяком и Очаковом. Видимость со всех сторон хорошая».

22 сентября 1941 г. после израсходования всего боезапаса гарнизон острова на бронекатерах №№105, 202, 204 и 402 Дунайской военной флотилии эвакуировался на остров Тендра.

остров Первомайский. 1941 г.
Остров Первомайский 1941 г.

С 1961 года на острове дислоцировалась бригада спецназа, которая обеспечивала боевое дежурство, охрану военных кораблей, проводила испытания парашютно-десантной техники, водолазного снаряжения, подводных средств движения.

остров Первомайский

В 2004 году основные силы подразделения были переведены с острова в военный городок в Очакове.

А остров Майский остался разрушаться и ждать судьбоносного решения от государства.

По материалам книги В. Шпилевого
«Очаков. Неизвестные страницы»
http://zirka.mk.ua