Кинотеатры и телевидение. Часть 7. (Воспоминания Н. Манжоса)




Воспоминания Николая Манжоса Часть 1, Часть 2, Часть 3Часть 4, Часть 5, Часть 6,   

Кинотеатры Очакова

Еще одним обязательным мероприятием было кино.  В городе было три летних кинотеатра и один крытый в старом здании напротив райкома (потом там была типография).

Летние кинотеатры работали по выходным и давали один сеанс. В крытом сеансы начинались в 17, 19 и 21 час. На последний сеанс несовершеннолетних не допускали. В этом кинотеатре билеты стоили от 10 до 35 копеек. Самыми дешевыми были первые два ряда, последний ряд стоил 15 копеек, куда мы всегда и стремились попасть. Билеты начинали продавать за час до начала, мест и ряда на них не указывалось, просто стояла цена, что давало право занимать любое свободное место этой стоимостью. Часто кому-то одному давалось поручение заскочить раньше всех и «занять» места остальным.

Зимой в зале было так же холодно, как и на улице. По местному радио ежедневно давалось объявление, какой будет фильм. Начиналось оно словами: «Сегодня в горкинотеатре …» и далее название фильма. Но все и без того это знали, потому что на стене кинотеатра висели большие красивые афиши.

Летний кинотеатр в центре не работал, он был запущен, забросан сухими листьями и ждал сноса.

Летний кинотеатр Дома офицеров был тем хорош, что там можно было бесплатно смотреть кино через дырки в узорчатом ограждении, стоя на заборе ДОФа, в том числе фильмы «дети до 16-ти».

В городском парке такой возможности не было.

Про очаковское телевидение

Телевидение в Очакове начало работать в самом начале 60-х годов, когда вступили в строй Одесский и Николаевский телецентры.

Сами телевизоры были громоздкими, с кинескопами диагональю 35 и 43 сантиметра. Наиболее распространенными телевизионными приемниками были: «Рекорд», «Темп», «Верховина», «Заря», «Неман», «Рубин», «Старт», «Волхов». Были еще телевизоры–комбайны «Харьков» и «Белорусь», в них входили радиоприемник и радиола. Но таких было мало: многие очаковцы еще до покупки телевизора уже имели эти аппараты, и приобретать их дополнительно смысла не имело. Совсем старых телевизоров с огромной водяной линзой в Очакове не было, их время уже прошло.

Все телевизоры имели механические переключатели телевизионных каналов, которых было 12. Для перехода с канала на канал нужно было приложить определенное усилие, а переключение производилось с громким щелчком. Эти устройства, как и сами телевизоры, были не очень надежными, поэтому переключать каналы рекомендовалось в одну сторону (по часовой стрелке), чтобы они не вышли из строя.

За час до начала передач на экране появлялась регулировочная таблица, по которой можно было выставить необходимые яркость и контрастность, а также размеры изображения по вертикали и горизонтали. Для этого на самих телевизорах были соответствующие ручки-регуляторы.

Передачи начинались в 17-18 часов и заканчивались в 22-23 часа. Начинались они с объявления программы передач на сегодня, заканчивались – на завтра. В первое время передачи шли через день, потом – ежедневно, кроме одного профилактического дня. В каждодневные программы входили: местный репортаж, хроникально-документальный, а в конце художественный фильм или спектакль. Все передачи шли в записи, прямых эфиров не было.

О присутствии в доме телевизора свидетельствовала антенна. Местные знатоки утверждали, что ее оптимальная высота для хорошего приема должна быть 17 метров. Но такие высокие антенны в Очакове были редкостью: для них нужно было делать сложные мачты. Обычно антенны устанавливали на две сваренные или скрученные водопроводные трубы.

С одной стороны на эту «вышку» крепили самодельную или заводскую антенну, другой конец крепили к земле, используя для этого старые большие шестерни с валами или другие подобные детали. Поднятие и установку антенн производили местные умельцы, также как и их самодельное изготовление. После поднятия, антенны закрепляли оттяжками, отходившими от трубы под углом в 120 градусов в разные стороны.

Разновидностей самих антенн было много, о них говорили, что они двухканальные, шестиканальные или двенадцатиканальные. В зависимости от антенн можно было смотреть передачи разных телецентров, при этом всегда качественно смотрелись передачи из Николаева и Одессы, хуже, но еще прилично – из Херсона. Еще было видно Симферополь и Днепропетровск, но для этого нужно было крутить антенну, выбирая лучший сигнал. Иногда, неожиданно проявлялись станции на иностранном языке. Это были Кишинев и Румыния. Видимость их была плохая, но Румынию все равно смотрели: там показывали удивительные для нас «импортные» эстрадные концерты.

Так, как телевизоры часто ломались, их необходимо было ремонтировать. Занимались этим два человека: Юра и Сергей. Юрий работал от быткомбината, а Сергей — вначале любительским образом. Правда, вскоре он перешел на партийную работу, но потом, когда построили дом быта (напротив старого универмага) и открыли там телевизионную мастерскую, вернулся к этому делу. До открытия мастерской (ее нельзя было назвать ателье) телевизоры ремонтировали только на дому.

Дальнейшее развитие телевидения шло стремительнейшими темпами: появились местные прямые передачи, репортажи, программы центрального телевидения, вначале из Москвы, затем – из Киева, трансляции спортивных мероприятий, концертов, КВН, «голубых огоньков». Все передачи стали вести дикторы и комментаторы. В Одессе любимым диктором была Нелли Харченко, а очаковская выпускница школы №2 Лариса Зеленская работала диктором николаевского телецентра.

Про «Маяк»

В каждом доме имелась «радиоточка», которая транслировала передачи центрального радио. Работала она с 6 часов утра до 24 часов. Передачи начинались и заканчивались Гимном Советского Союза. В 9, 12, 15, 18, 21 час, а также перед окончанием работы передавали последние известия.

Перед ними звучали сигналы точного времени. В другие часы передавали патриотические и оперные песни, изредка транслировали спектакли и футбольные репортажи. Большой репродуктор находился в центре города. Все срочные и важные сообщения начинались мелодией первых аккордов песни «Широка страна моя родная». Обычно это были сообщения о полетах спутников и космонавтов, а также смерти руководителей страны.

В эти годы началась работа радиостанции «Маяк», быстро ставшая невероятно популярной. Программа «Маяка» была почти полностью музыкальной, лишь в начале и средине каждого часа звучали короткие новости. Моментально появилась масса модных песен и их исполнителей. «Маяк» принимался на средних волнах, и слушать его можно было только по приемнику. Но уже в это время стали появляться первые транзисторы, которые, как и автомобильные приемники, в большинстве настраивались на «Маяк», под музыку которого даже танцевали, когда песни уже звучали, а пластинки с ними еще не выпускались. Сверхмодная джазовая и рок-н-рольная музыка в Очакове не была особо распространена. Были некоторые ее любители из числа жителей военных городков. Очаковцы же предпочитали мелодичную отечественную музыку и твисты в исполнении Муслима Магомаева, Жана Татляна и ансамбля «Дружба».

Н. Манжос
Газета «Чорноморська зірка» №15 от 30 апреля 2021 г.

Фото из интернета